Проходной балл для россиян

Источник материала:  


Ближе к концу I квартала стали известны первые жертвы Года предприимчивости - ими оказались белорусские автолюбители. Сначала им удружили чиновники, законодательно увеличившие административную ответственность за нарушения ПДД, затем было очередное подорожание топлива, а на прошлой неделе контрольный выстрел повышением цен сделали предприимчивые продавцы на авторынках.


Причем цены на бэушные автомобили растут в зависимости от ценовой категории. Первый удар, по мнению экспертов, получился наиболее ошеломляющим - подорожали машины-десятилетки (по разным оценкам на $0,7-1 тыс.), преимущественно минивэны (товар, пользующийся наибольшим спросом). Причем продавцы настойчиво доносят информацию о том, что они здесь ни при чем. Мол, узнав о последних месяцах счастья для белорусов, цены на машины подняли немцы и литовцы - основные поставщики на белорусский рынок. Чтобы не быть заложником сплетен, корреспондент «БелГазеты» решил посмотреть, что происходит на самом деле.

Ситуация на авторынке в микрорайоне Малиновка оказалась скользкой во всех смыслах. Сотрудники рынка даже не удосужились посыпать песком обледенелые проходы между выставленными на продажу автомобилями, и посетителям приходилось чаще смотреть не на ценник (признаться, не сильно шокирующий), а под ноги. Скользкими были и взгляды продавцов: по большому счету, им осталось три месяца (до введения новых таможенных пошлин для физлиц), чтобы извлечь выгоду из ажиотажа последней волны, которая, по прогнозам, вот-вот должна нахлынуть.

Отсутствию суеты и некоторой отрешенности есть объяснение: сейчас авторынок - не место для удовлетворения потребностей белорусов, а скорее буферная зона для россиян. Если раньше в период ценовых коллапсов наиболее популярной табличкой, приклеенной к лобовому стеклу, была «Торг не уместен», то теперь на многих автомобилях красуется большая надпись «Проходные для РФ». Речь идет о машинах экологического стандарта Евро-4, завезенных в Беларусь до 2010г. Россияне, согласно действующим законам, имеют право приобретать такой товар без дополнительной растаможки. Увеличив цены на такие машины, на алчных литовцев и немцев уже не сошлешься - вряд ли у тех был дар провидцев полтора года назад.

Продавцы работают на два фронта. Предлагая «проходные» для россиян машины, они не забывают и о местных покупателях - практически на все автомобили предлагают оформить кредит, а наиболее ушлые торговцы даже уверяют, что «все справки собраны». Но у покупателя сейчас предельная концентрация - никто не хочет быть обманутым.

Среди потенциальных покупателей хватает и городских сумасшедших, затевающих с продавцами разговор исключительно от скуки. Мужичок в возрасте 40-45 лет, в старой изношенной дубленке и натянутой почти до подбородка шапке, задавал вопросы в стиле «а у вас есть такая же, только с перламутровыми дверными ручками?» и успел заколебать половину продавцов, красневших из-за навязчивого земляка перед многочисленными россиянами, которых легко можно было распознать по уверенной походке и небрежной манере разговора. В итоге мужичок развеселил всех окружающих, сделав заманчивое предложение продавцу Opel Omega, просившего за машину 2002 г.в. «скромные» $9,7 тыс.: «Отдашь за $5 тыс. - возьму без кредита». Продавец, упитанный розовощекий мужчина, был предельно корректен: «Если хочешь бюджетную машину - это тебе в Ждановичи надо». А когда мужичок отправился терроризовать торговцев с соседнего ряда, бросил вдогонку: «А лучше - в Новинки».

Шутку не оценил разве что попивавший неподалеку горячий чай Василий. «Одни быдлоганы на рынке остались, - пожаловался он корреспонденту «БелГазеты», -не умеют работать с клиентами, одна нажива на уме». Василий, переквалифицировавшийся из продавцов машин в торговца запчастями, не перестает удивляться: «Они же в тачках не разбираются, цены из головы берут. А сегодня один дрыщ почти пионерского возраста вообще учудил. С умным лицом втирал очередному покупателю, что вынужден был накинуть цену на свой Volkswagen, потому что только что пригнал его из Европы. Но при этом табличку «продам на РФ» снять «забыл».

Белорусов легко было распознать: они присматривались преимущественно к Volkswagen в ценовом диапазоне $10-15 тыс. Причем это были либо Passat в кузове универсал, либо «каблучки» Caddy из коммерческой линейки. Логика понятна - перед подорожанием автолюбители смотрели не на эстетику, а на эксплутационные характеристики автомобиля (чтобы и на дачу съездить, и доски со стройрынка привезти) и его возраст. Возле Caddy 2006г.в. с ценником в $12,7 тыс. постоянно крутились покупатели. Самый популярный вопрос был: «А какой расход?» Продавец отвечал уклончиво:«Датчики вам всё расскажут». Видя, что человек теряет интерес, торговец исправлялся: «При скорости 95 км/ч жрет чуть больше 5 л».

Россияне крутились возле машин подороже. Интеллигентного вида мужчина с седыми усами пытался вывести на чистую воду продавца Mazda 3, просящего за экземпляр 2006 г.в. $14,5 тыс.: «А вы уверены, что это машина стандарта Евро-4?» «Вы посмотрите на год выпуска - другого варианта быть не может. Не верите, сейчас попрошу администратора принести документы». В разговор вклинился хамоватого типа мужчина с борсеткой под мышкой: «Какая разница, какой стандарт. За 20 штук [видимо, российских рублей. - «БелГазета»] тебе любой стандарт нарисуют». Усатый мужчина виновато улыбнулся: «Я, вообще-то, из России, из Смоленска». «Борсеточник» в свойственной ему манере парировал: «Я тоже не из Биробиджана».

Буквально через ряд возле блестящей на солнце AudiA4 с редкой табличкой «Не для РФ» горемычно курил молодой парень, которого, судя по взгляду, задолбали и россияне, и автомобили, и жизнь в целом. Затягиваясь, он пробурчал: «Чего они сюда прутся? Россия скоро в ВТО вступит, ценник на растаможку вниз поползет. Приехали сюда фраериться, деньгами козырять».

И все-таки в тот день рынок в Малиновке почти увидел самого счастливого покупателя. Любитель «перламутровых дверных ручек», посланный одним из продавцов на Ждановичи, радостно крутился возле Peugeot 406 1997 г.в., под лобовым стеклом которого блестел ценник - «$4,5 тыс.», а рядом был прикреплен еще один лист формата А4: «Комплект летней резины в подарок». Но машина с привлекательным предложением была закрыта, и в течение 15 минут, которые выделил на ожидание любитель каверзных вопросов, к автомобилю так никто и не подошел.
←В Гомеле молодежь пела вместо «Ляписов», а спецназ охотился на журналиста

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика