Галина Шостак, ведущий научный сотрудник Белорусского государственного архива:
Родился он в городе Очакове, 27 июня 1929 года, в семье инженера-корабельщика, и отец видел в своем сыне тоже корабельщика, хотел, чтобы тот продолжал его работу. Но уже с юных лет Лев Николаевич мечтал об архитектуре. И когда он поехал поступать после окончания средней Очаковской школы в Николаевский кораблестроительный институт, по дороге ему встретилось объявление, что инженерно-строительный институт в Одессе принимает документы на факультет архитектуры. С этого времени и начался путь архитектора.
Институт Лев окончил с отличием. На распределении предлагали Киев, Ленинград, Москву. Он выбрал Минск. В полуразрушенной послевоенной столице у архитекторов было много интересной работы, сообщает корреспондент телекомпании «Столичное телевидение».
Михаил Гаухфельд, архитектор:
Лев Николаевич принадлежит к тому поколению белорусских архитекторов, которые заложили основу того города Минска, которым мы все пользуемся — многие восторгаются, кому-то не нравится. Основу всей архитектурной деятельности того времени составляли 5-6 мастеров, мэтров, как мы говорим, и в их число входил Лев Николаевич Погорелов.
Гостиницы «Турист», «Октябрьская», многострадальная «Беларусь» – она же визитная карточка столицы. Которая останется у города благодаря своему создателю. Ведь ее хотели сносить, и лишь из-за писем Льва Николавича во всевозможные инстанции, руководство столицы прислушалось к голосам неравнодушных минчан.
Под его руководством или при непосредственном участии были разработаны проекты концертного зала «Минск», красного дома на улице Танка, Дворца бракосочетаний по Коммунистической, автовокзала «Восточный», станций метро «Московская» и «Пролетарская».
Церковная тема возникла в его творчестве в начале 80-х. Случайно. Хотя сейчас кажется, что нет. Он не побоялся взяться за сложный заказ – в советское-то время! Подобных объектов ни в Минске, ни в Беларуси не существовало, и опыта их сооружения ни у кого не было.Так на улице Освобождения появилось Минское Епархиальное управление.
А позже владыка Филарет предложил Льву Погорелову спроектировать церковно-социальный комплекс, включающий храм и Дом милосердия. С будущим настоятелем прихода священником Федором Повным они ездили в Германию, осматривали подобные сооружения. Было много идей, эскизов. Образ храма родился опять же как будто случайно, и не случайно стал гениальным.
Олег Вишневский, архитектор:
Он был не только замечательным профессионалом, но и великолепным человеком. Он добивался успехов во всех отраслях, которыми занимался. Он был прекрасным семьянином, у него было прекрасные скульптурные работы, он резал из дерева, он сделал практически своими руками дачу.
Лев Николаевич не преподавал, но всю жизнь делился с людьми тем, чего у него всегда было в достатке.
Михаил Гаухфельд, архитектор:
Первая встреча с Львом Николаевичем мне запомнилась на всю жизнь. Я был еще студентом Минского архитектурного техникума и на последнем курсе, на дипломе Лев Николаевич несколько человек консультировал — в течение получаса каждому из дипломников что-то нарисовал, что-то подсказал, объяснил, как действовать дальше. И буквально за полчаса все всё поняли, он показал, как это делается руками, в отличие от многих, которые могут только говорить. И на всю жизнь осталась память, что я встретился с мастером своего дела.
Когда начали возводить храм-памятник в честь Всех Святых, Лев Погорелов решил, что больше ничего проектировать не будет. Храм стал его главной вершиной, его лебединой песней. Звучать ей вечно – в прошлом, в настоящем, в будущем Минска и его жителей.