Южный поток
02.03.2011
—
Новости Общества
Реализация Директивы № 4 открывает новые перспективы для белорусско-украинского сотрудничества, считает президент Украинского союза промышленников и предпринимателей, бывший премьер-министр этой страны Анатолий Кинах .
— Анатолий Кириллович, известно, что многие двусторонние проекты между нашими странами реализуются на правительственном уровне… А что же предприниматели? Виден ли активный интерес к прямому взаимодействию?
— Я бы сказал, что заседание Международного совета деловых кругов, которое прошло в Минске, как раз и служит одним из средств коммуникации на уровне бизнеса. Для нас важно обсудить, как сохранить достигнутые результаты и наращивать их в условиях формирования Таможенного союза, а также разного положения государств по отношению к ВТО. Считаю, что нужно подходить к этим вопросам грамотно, в рамках государственно-частного партнерства, взаимно дополняя друг друга. Кроме того, формируется евразийское экономическое пространство, в частности, на последнем заседании ЕврАзЭС главы государств заявили о необходимости создания зоны свободной торговли на всем пространстве СНГ. Крайне важно, чтобы в этом процессе, помимо власти, участвовали промышленники и предприниматели. Могу на примере Украины показать, насколько это для нас значимо. Так, доля России, Беларуси и Казахстана во внешней торговле нашей страны приближается к 37—38 %. И сегодня Международный конгресс промышленников и предпринимателей активно участвует в диалоге между бизнесом и властью на всем пространстве СНГ. Мы стремимся к тому, чтобы вся наша работа носила прагматичный характер.
— И чего вам удалось достичь в этом направлении?
— Хорошие результаты мы имеем в таких сферах, как использование транспортных коридоров, развитие инновационных проектов, совершенствование финансово-кредитной системы. Кроме того, удается устранить ряд препятствий, связанных с государственным протекционизмом.
Давайте посмотрим на показатели белорусско-украинской внешней торговли… В докризисном 2008 году товарооборот превысил $ 5 млрд., затем произошло снижение, но в 2010-м нам удалось практически выйти на $ 4,8—4,9 млрд. За этими цифрами – большая совместная работа. Кроме того, ряд секторов экономики взаимодополняет друг друга, и это позволяет рассчитывать на наращивание результатов. В первую очередь упомяну отрасль сельхозмашиностроения: Украина, как известно, обладает огромным аграрным потенциалом, а физический и моральный износ техники зашкаливает за 70—80 %. И Беларусь может нарастить объемы поставки сельхозмашин, особенно тракторов, на наш рынок.
— А совместные предприятия и сборочные производства?
— Пока мы не вышли на серьезные параметры совместных предприятий, но будем развивать проекты, связанные с локализацией производства на территории Украины. Это долгосрочные программы, которые рассматриваются в связи с общей продовольственной безопасностью страны и снижением зависимости от импорта. Добавлю также, что у нас серьезные возможности усилить взаимодействие в сфере энергетики: в частности, речь идет о транспортировке энергоносителей, в первую очередь нефти для загрузки нефтеперерабатывающих заводов Беларуси. Украина может экспортировать в больших объемах электроэнергию. И, конечно же, не стоит забывать про транзитный потенциал.