Белорусы потеряли интерес к спутниковым тарелкам
26.02.2011 13:18
—
Новости Общества
Белорусы стали меньше интересоваться спутниковыми антеннами. Об этом свидетельствуют результаты республиканского опроса, который в конце прошлого года провел социологический центр «Зеркало-Инфо». Сотрудники центра проводили анкетирование среди владельцев спутниковых антенн, а это 24% взрослого населения страны. Выяснилось, что основная часть спутниковых антенн была установлена до 2007-2008 годов (60% респондентов), далее с каждым годом продажи «тарелок» постепенно снижались (19% установлено в 2009 году и 11% — в 2010-м). Основными причинами покупки антенн в то время было желание получать более объективную информацию, принимать большее количеств телеканалов, смотреть передачи определенной направленности (о животных, спорте, кино и т.п.). Так что же случилось со спутниковым телевидением и почему телезрители стали интересоваться им меньше? Это связано с достижениями кабельных операторов или стремительным развитием интернета? В интервью Naviny.by медиаэксперт Алесь Антипенко назвал пять основных причин, приведших, по его мнению, к снижению интереса белорусов к спутниковым тарелкам. Во-первых, по словам Антипенко, последние годы в Беларуси стремительно развивалось кабельное телевидение. Хотя оно и предлагает строго определенный набор каналов, все равно остается более удобным и является реальным конкурентом спутниковому ТВ, считает эксперт. Во-вторых, отмечает он, на рынке телевизионных продуктов нет новых предложений. « Это могло привести к тому, что в Беларуси за эти годы выработались потребительские привычки, например, смотреть определенное количество развлекательных программ и определенное — информационных », — полагает Антипенко. Третью причину уменьшения спроса на спутниковое ТВ он видит в том, что в последние годы у белорусов появилась возможность выезжать из страны и получать информацию непосредственно извне. « В то время, когда спутниковое телевидение только появилось, существовали определенные сложности с выездом из страны, в том числе и финансовые », — отмечает эксперт. Кроме того, значительная часть белорусов, по его мнению, вовсе эмигрировала из информационного пространства. « Поскольку в обществе нет реального экономического и политического выбора, люди попросту перешли в разряд тех, кто интересуется либо развлекательными программами, либо художественными фильмами. Таких людей еще называют политическими пофигистами », — рассказал Антипенко. И, наконец, в качестве пятой причины упадка интереса к спутниковому ТВ медиаэксперт видит широкое развитие интернета, который позволяет людям не только находить любую информацию, но и самим оценивать ее объективность. Директор по маркетингу ОАО «Минские телевизионные информационные сети» (МТИС) Дмитрий Бущик считает, что на рынке спутникового телевидения в Беларуси произошло не снижение спроса, а его насыщение. «Все, кто хотел купить спутниковую антенну, уже сделали это» , — говорит специалист. По его словам, бесплатные спутниковые каналы, как правило, не привлекают абонентов, поскольку не особо зрелищны. А наиболее известные поставщики русскоязычных платных спутниковых пакетов попадают к белорусским зрителям с нарушениями международного законодательства об авторском праве. Как отмечает специалист, известные российские поставщики не могут заключать контракты с белорусскими гражданами и вещать на территории Беларуси, поскольку в большинстве случаев авторские права на транслируемые фильмы и телепередачи не приобретаются для распространения на территории нашего государства. Тем не менее, существует широкая практика нелегального подключения к данным пакетам, когда карты доступа регистрируются в российских городах либо пользователи вовсе прибегают к услугам «пиратов», рассказал Дмитрий Бущик. Специалист также отмечает, что не видит в белорусских кабельных сетях проблем с ассортиментом и разнообразием телепрограмм, включая информационные передачи. « Если мы говорим о новостном формате, по моему мнению, все новости зависимые, как минимум — от позиции корреспондента, от политики канала, от настроений внутри редакции. В этой связи, например, интересен формат французского телеканала France 24, на котором ключевые события освещают сразу несколько корреспондентов, придерживающихся диаметральных взглядов. Но чтобы по-настоящему оценить такие подходы, нужно хотя бы на элементарном уровне владеть французским языком. А проблем с удовлетворением потребностей в информации у наших абонентов я не вижу », — рассказал Бущик. Отвечая на вопрос, получают ли объективную информацию абоненты МТИС, Д.Бущик обратил внимание на тот факт, что их сеть обслуживает в столице около 80% квартир, при том что в городе работает «еще девять кабельных операторов». « Но при такой конкуренции, существовании спутникового телевидения, развитии интернета абоненты от нас не уходят, а значит, удовлетворены нашими услугами », — сказал специалист. По его словам, за 20 лет существования сетка вещания провайдера выросла с трех каналов в советские времена до 43 в настоящее время. По мнению Дмитрия Бущика, как бы ни развивался интернет, он все равно не сможет заменить традиционное телевидение, « так же, как кино не заменило театр ». « Среди моих знакомых есть люди, у которых нет телевизора и которые всю информацию получают через интернет. Но, к примеру, на российском рынке уже наблюдается обратная тенденция — люди возвращаются к телевидению, потому что технологии совершенствуются, выбор программ увеличивается», — отметил специалист. Алесь Антипенко согласен с тем, что интернет не может окончательно заменить телевидение. « У каждого жанра есть свои сильные и слабые стороны. Да, мы можем смотреть видео через интернет, но ритуал просмотра телевидения иной », — отмечает он. Но с развитием интернета, по его словам, появились некоторые преференции в получении информации. «Например, раньше я два часа слушал Радио Свобода, а теперь все радийные новости могу узнать в интернете за 10 минут. Люди получают информацию через те каналы, которыми им удобнее пользоваться», — отметил медиаэксперт. Однако интернет развивается в Беларуси не так стремительно, чтобы представлять угрозу телевидению. Согласно другому опросу «Зеркало-Инфо», ежедневно телевизор смотрят 84% белорусов, в то время как интернетом пользуются лишь 24%. Никогда не пользуются интернетом 34% наших соотечественников, не смотрят телевизор — всего 1%. Анастасия СОЛОНОВИЧ