Обнадеживающие новости
25.02.2011
—
Новости Общества
Обнадеживающие новости О внешней торговле услугами Национальный статкомитет подвел итоги внешней торговли услугами. Плюс 1,7 млрд. долларов получили на сервисных операциях в прошлом году. Это гораздо лучше, чем сальдо торговли товарами (минус 9,1 млрд.). Но явно недостаточно, чтобы выправить платежный баланс. По мнению экономистов, наш экспорт услуг далек от потенциала страны. Главным поставщиком валюты в сегменте сервиса является транспортная отрасль. Железная дорога заработала в прошлом году 821 млн. долларов, трубопроводный транспорт — 834 млн., автомобильный — 682 млн. Спасибо следует сказать географическому положению. Кому–то повезло с углеводородами, нам с наземным транзитом. Правда, местоположение между Востоком и Западом не обязательно будет золотой жилой и завтра. Как известно, со следующего года заработают альтернативные маршруты поставок нефти и газа в ЕС. Как не потерять объемы транзитных доходов, следует думать уже сегодня, если не вчера. От наземных коммуникаций заметно отстает воздушное сообщение. Авиатранспорт, по данным Белстата, принес нам 206 млн. долларов. По сравнению с венским или варшавским наш Национальный аэропорт «Минск» выглядит скучно. Интенсивность движения невысокая. Но укорять в этом авиацию, наверное, несправедливо. Количество рейсов прямо зависит от потока туристов и бизнесменов. А статистика деловых и личных поездок в Беларусь пока не сказать что радует — 411 млн. долларов за прошлый год. Страна, расположенная между ЕС и Россией, должна зарабатывать на туризме больше. О нужных мерах — облегчении визового режима для иностранцев, активной рекламной кампании за рубежом, приведении в порядок наших региональных гостиниц и общепита — уже много сказано. Но хочется видеть результаты. Такие, например, как в соседней Литве, где въездной туризм приносит суммы на порядок большие, чем у нас. Еще один явный пробел — логистические услуги. Деятельность транзитных логистических центров в Голландии, Франции, Литве обеспечивает 30 — 40 процентов дохода всей транспортной отрасли. У нас эта цифра составляет что–то около 12 процентов. Но, как указывает экономист Георгий Гриц, если вычесть из нее экспедиторские услуги, то получится число, близкое к нулю. «А все потому, что транспортно–логистических центров международного уровня у нас на данный момент просто нет!» — писал в прошлом году в «СБ» Г.Гриц. С тех пор, похоже, мало что изменилось. Были заявления о создании совместно с бельгийскими партнерами крупнейшего в СНГ транспортно–логистического центра в Национальном аэропорту «Минск». Назывались другие проекты. Но хотелось бы увидеть наконец их практическое воплощение... Обнадеживающая новость: рост экспорта строительных услуг — 1,8 раза за прошлый год. Наши строители, выполняя иностранные заказы в Беларуси и за рубежом, заработали 125 млн. долларов. Правда, и импорт по этой графе растет быстро. Кроме того, есть планы по ежегодному строительству в Беларуси 10 млн. квадратных метров жилья. Они могут отвлечь наш строительный комплекс от зарабатывания валюты. Чтобы убить двух зайцев, экономисты рекомендуют строителям повышать производительность труда. Совет, очевидно, актуален для любой отрасли. В сводках Белстата привлекает внимание и экспорт компьютерных услуг. Хотя 217 млн. долларов — это пока не так много, как хотелось бы, но в них практически «чистый экспорт» интеллекта. Программное обеспечение не требует подвижных составов, топлива, железобетона и прочих накладных расходов и капвложений. Так же, как и экспорт рекламных и маркетинговых услуг, который в прошлом году вырос до 76 млн. долларов. К сожалению, больше в экспорте интеллекта похвастаться нам нечем. Продажи услуг науки, по данным Белстата, составили 20 млн. долларов. На уровне статистической погрешности экспорт консультационных и юридических услуг. Так же, как бухгалтерских, финансовых, страховых. Это повод для серьезных размышлений. Ведь именно развитие «умных», не требующих нефти, газа, металла, отраслей способно качественно изменить нашу экономику. Пока же она сохраняет высокую материало– и энергоемкость. Автор публикации: Виталий ВОЛЯНЮК