Нелегальные трансплантации — следствие дефицита доноров
Незаконных операций по пересадке донорских органов в Беларуси не проводилось, заявляет Министерство внутренних дел. Однако дельцы, зарабатывающие на нелегальных трансплантациях, пробуют ловить в свои сети и белорусов, готовых продать свои органы за рубеж.
Как отметил на пресс-конференции в Минске 22 февраля заместитель начальника Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД Беларуси Михаил Бедункевич, незаконные операции по забору органов в Беларуси не проводятся. По его словам, МВД поддерживает постоянный контакт с РНПЦ трансплантации органов и тканей, благодаря чему стало известно о нескольких случаях «интереса в использовании базы центра из-за рубежа».
Он напомнил, что в конце 2010 года было возбуждено первое в Беларуси уголовное дело по статье 181 Уголовного кодекса — торговля людьми с целью изъятия органов и тканей для трансплантации.
На данный момент установлено трое белорусов, ставших жертвами международной преступной группы, занимавшейся вербовкой доноров и переправкой их за границу для операций. Всего в 2008-2010 годах в Беларуси вербовщики нашли десять человек, изъявивших желание продать свои органы, но по медицинским показателям подошли только трое. Операции по удалению почки и ее пересадке делали в Косово, Эквадоре и Украине.
За изъятую почку каждому донору полагалась плата в размере 10 тысяч долларов. Однако следствие выяснило, что после хирургического вмешательства некоторые жертвы «черных трансплантологов» получали лишь часть оговоренной суммы, а остальную должны были отработать, завербовав новых доноров.
Говоря о тяжелых жизненных ситуациях, которые вынуждают людей торговать своими органами, заместитель начальника управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД Сергей Колтун привел пример, когда гражданка России согласилась продать фрагмент своей печени, чтобы на вырученные деньги оплатить операцию по пересадке почки своей дочери.
Нелегальные трансплантации — одно из следствий дефицита донорских органов, который характерен для большинства стран. По данным медицинской статистики, Беларусь имеет 5,5 эффективных донора органов на миллион населения, Россия — 2, Украина — 0,2, Польша — 9-10, Испания — 25-30.
«Эти цифры означают, что то количество доноров, которое есть в настоящее время, не отвечает не только потребностям населения, но значительно ниже наших возможностей, — отмечал в интервьюNaviny.by руководитель РНПЦ трансплантации органов и тканей Олег Руммо. — Это комплексная проблема, которой европейские страны занимаются несколько десятков лет. Дело не только в том, что органы умерших по качеству не пригодны для трансплантации. Необходима работа с медицинской общественностью по выявлению тех умерших людей, у которых можно забрать органы».
К слову, предельный срок от того момента, как орган изымается, до того момента, как начинает работать в теле другого человека, для печени — 12 часов, для сердца — 8 часов, для почки — одни сутки.
Как считает главный хирург Минздрава Иван Пикереня в целом ситуация с выявлением потенциальных доноров постепенно улучшается, однако к этой работе некоторые больницы, особенно в регионах, относятся формально. Порой «сообщают о потенциальных донорах, которым 90 лет или они имеют сопутствующие патологии», сказал Пикереня 22 февраля на республиканском совещании по итогам работы неврологической и нейрохирургической служб.
Он отметил, что «то количество травм и острых нарушений мозгового кровообращения, заканчивающихся смертью мозга, которое есть в Беларуси, должно быть рационально использовано». Один погибший, по словам специалиста, может спасти пять-семь человек.
Иван Пикереня подчеркнул, что «результаты нашей трансплантологии сопоставимы с подобными результатами в мире». Например, в 2010 году было сделано 32 пересадки печени (пятеро прооперированных — дети). «После трансплантации печени за 2010 год не было погибших, что говорит о хороших результатах», — отметил главный хирург Минздрава. Говоря об умерших с пересаженным сердцем, Пикереня сказал, что «люди погибли в удаленном периоде от инфекционных заболеваний, не от сердечной патологии».
Как сообщалось ранее, белорусские врачи в 2010 году провели 169 операций по пересадке органов и тканей. Проведено более 110 операций по пересадке почек, 32 — печени, 22 — сердца и т.д.
Елена СПАСЮК