В Гродненской области убийство раскрыто через 18 лет

Источник материала:  
17.02.2011 17:23 — Новости Общества

В Гродненской области убийство раскрыто через 18 лет


Через восемнадцать лет стало явным тайное об убийстве в одной из деревень Мостовского района. 

Около 17 часов 8 апреля 1992 года в крайнем от леса доме  сельчанин нашел  труп своего 45-летнего брата. С этой короткой милицейской сводки  началась кропотливая работа правоохранителей по уголовному делу. Три увесистых тома со многими неизвестными не один год пылились в сейфах. И лишь  к концу 2009-го дело заметно сдвинулось с мертвой точки. Вскоре был собран четвертый том.  А в нем – неоспоримые доказательства вины того, кто убил. Была и его явка с повинной, и все подробности дела.

Запретные "игры"
Погибший Анатолий (имена вымышлены) работал главным энергетиком одного из предприятий Мостовского района. Старый холостяк жил один на  самом краю деревни. Никогда не отказывал, если  сельчане просили починить электроприборы.  В деревне поговаривали про его нетрадиционную сексуальную ориентацию: иногда Анатолий приглашал кого-нибудь из молодых составить компанию за столом.  Но многие  с недоверием относились к досужим разговорам. Интернет тогда был недоступен, а в газетах эта тема почти не упоминалась. 

Апрельский день клонился к вечеру, когда Анатолий и восемнадцатилетний Дима случайно встретились у сельского магазина. Старший пригласил  младшего к себе в гости посидеть за бутылочкой. Парень был неравнодушен к  племяннице Анатолия и не счел предосудительным  распить бутылочку,  может быть, с будущим родственником. Отогнав домой мотоцикл, пришел в гости. Уже совсем стемнело, и его никто не заметил на сельской улице.

Хозяин усадил парня на кровать и наливал в граненый стаканчик до краев. При этом сам пил мало. Потом  присел на кровать рядом. Неожиданно пустил в ход руки. Дима такого поворота событий не ожидал. В нем закипело негодование. В адрес Анатолия он отпустил пару ругательств и  даже пообещал, что завтра расскажет о  грязных домогательствах  всей деревне. Окончательно вывел из себя упрек обозленного хозяина: "Ты выпивал тут? За это надо платить!". Слово за слово, и завязалась потасовка. Дима и сам плохо помнит, как нащупал деревянную ручку молотка и  пару раз стукнул своему противнику по голове. И уж совсем плохо припоминает, когда и как в его руках оказался нож. Не исключено, что он увернулся от лезвия и перехватил нож у хозяина. Старая зарубцевавшаяся  рана на руке до сих пор напоминает ему о побоище. 

Дима пришел в себя лишь тогда, когда его недавний собутыльник лежал на полу  с ножом в боку. Парень попробовал поднять поверженного хозяина и положить на кровать. Но, видимо, ноша была непосильной. Он лишь дотянул его до кровати. Там и нашел  брат окоченевшее тело с лезвием ножа в боку. Рукоятка с запекшейся кровью валялась рядом. Отпечатков пальцев на ней не нашли.

Дима возвращался домой глубокой ночью. Спать не лег. До рассвета просидел на веранде. Утром там его  нашел отец. Дрожащий в ознобе, испачканный кровью, сын признался отцу, что натворил. Отец отправил Диму в пустующий  дом своих родственников и велел никуда не показываться. Потом привез успокоительные таблетки и еду. Просил сына лишь об одном: ничего не говорить матери. А сам  до конца жизни носил в сердце страшную тайну, может, потому и умер рано. Парализованная жена намного пережила его, но так и не узнала, что ее сын убил человека. Кстати, в родной деревне Димы так толком и не знают, кто убил  одинокого холостяка. 

Червоточина
Можно сказать, что с того рокового апреля  жизнь молодого парня из хорошей семьи пошла кувырком. Он  слышал, что  ведется расследование убийства. Многих сельчан  опрашивали  следователи.  Одного, ранее судимого, даже задержали, но потом отпустили: в доме убитого нашли его отпечатки пальцев, он там иногда бывал, выпивал с хозяином, но имел железное алиби и был отпущен. Следствие в первые годы отрабатывало несколько версий. На причастность к убийству проверялись около ста человек. 

Дима в поле зрения правоохранителей не попал, его  никуда не вызывали, но страх не давал покоя. Словно что-то переклинило в его голове. Примерно через год парня осудили за … развратные действия  в отношении несовершеннолетних мальчиков из соседней деревни. Сельчане и теперь помнят этот случай: два ученика  возвращались из школы, Дима заманил их к речке и уговорил раздеться. Мальчики убежали, а ему дали небольшой срок.

После  этого Диме было стыдно возвращаться в родительский дом, в свой колхоз. Он немало попутешествовал по дальнему и ближнему зарубежью. В 1996 году  был осужден в Ульяновске.  Женился, но семейная жизнь не сложилась. В последние годы  вроде остепенился, нашел себе гражданскую жену в другом районе, работает. 

Однажды по пьянке похвастался  перед собутыльником грехами своей молодости. А вскоре тайное стало явным. Далеко за пределами района были собраны свидетельские показания.  Детектор лжи стопроцентно подтвердил рабочую версию следователей. Впрочем, Дмитрий, уже почти сорокалетний мужчина, пройдя огонь, воду и медные трубы, дал признательные показания и написал явку с повинной. Но материалы уголовного дела до суда не дошли.

С момента совершения преступления до момента установления преступника прошло без малого 18 лет. Срок привлечения к ответственности  истек в 2006 году. Если бы имя убийцы было установлено ранее, за  убийство без отягчающих  обстоятельств по  Уголовному кодексу в редакции 1960 года пришлось бы мотать реальный срок –  до десяти лет  лишения свободы.  Впрочем, жизнь наперекосяк тоже своего рода наказание…

Автор благодарит за помощь в подготовке материала Николая Шлемена – начальника отделения уголовного розыска Мостовского РОВД и  Сергея Шмакова,  в  2009-2010 годах работавшего следователем прокуратуры Мостовского района.
←В Бресте пройдет ярмарка "Рыба Беларуси"

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика