ВАСИЛИЙ БОГАЧЕВ: «МЫ ЧЕСТНО ВЫПОЛНЯЛИ СВОЙ ДОЛГ»

Источник материала:  
ВАСИЛИЙ БОГАЧЕВ: «МЫ ЧЕСТНО ВЫПОЛНЯЛИ СВОЙ ДОЛГ»

Справка «7 дней»
В Беларуси проживают более 25 тыс. ветеранов-афганцев. В боевых действиях на территории Афганистана принимали участие около 32 тыс. уроженцев Беларуси. За 10 лет необъявленной войны на афганской земле более 2 тыс. белорусов получили ранения, контузии и увечья, погибли почти 790 человек. Боевых наград удостоены 2 тыс. 235 уроженцев Беларуси, 906 человек награждены медалью «За отвагу». Звания Героя Советского Союза удостоены два уроженца Беларуси и пять воспитанников Белорусского военного округа.

Судьба Василия Богачева богата событиями. В прошлом боевой офицер, участник афганской войны, полковник. Участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. После развала Советского Союза возвратился на Родину в Беларусь, службу проходил в Министерстве обороны Республики Беларусь. Награжден орденами Красной Звезды и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, афганским орденом Дружбы народов. Во время службы возглавлял совет воинов-интернационалистов Вооруженных сил Республики Беларуси.
Накануне годовщины вывода ограниченного контингента советских войск из Республики Афганистан и Дня защитников Отечества корреспондент «7 дней» встретилась с Василием Дмитриевичем.
— Как вы стали профессиональным военным, офицером?
— Защита Отечества во все времена была самой престижной и почетной профессией. Мы росли рядом с фронтовиками, прошедшими Великую Отечественную войну, которые тогда были еще молоды, полны созидательных планов. Их воспоминания о тех тяжелейших испытаниях, выпавших на долю нашего народа, о мужестве и героизме земляков-белорусов оставили глубокий след в сознании деревенского мальчишки. Поэтому уже через 10 дней после окончания средней школы в Шарковщине, городском поселке в Витебской области, я сдавал вступительные экзамены в Киевское высшее танко-техническое училище. Учеба давалась легко, да и вся последующая офицерская служба была в удовольствие.
— Была ли обязательной для офицеров «командировка на войну»?
— Начиная с декабря 1979 года, когда советские войска были введены в Афганистан, мы, люди военные, прекрасно понимали, что когда-то придется принять участие в той далекой, необъявленной войне. Особенно больно воспринималась гибель однокашников по училищу, молодых мальчишек, которые начали возвращаться домой в цинковых гробах. Но моя командировка на войну началась только в сентябре 1987 года, когда для прохождения службы я был направлен в 66-ю отдельную мотострелковую бригаду. Бригада дислоцировалась в красивейшем афганском городе Джелалабаде, где зимой цвели розы. Но именно здесь базировались и самые непримиримые противники мира в Афганистане, и в ожесточенных боях было пролито много крови советских воинов. Склоны гор вдоль дорог были усеяны скромными обелисками, обозначившими места гибели наших ребят, да сожженной и подорвавшейся на минах боевой техникой, автобусами и грузовиками. Именно здесь родилась боевая слава сотен советских воинов, в том числе и тех, которые были удостоены высшего отличия — звания Героя Советского Союза. Бригада практически не выходила из боевых действий — рядом находилась граница с Пакистаном, откуда днем и ночью караваны с оружием и боеприпасами шли на территорию Афганистана. Личный состав бригады с высочайшей ответственностью выполнял свой долг, недаром на ее Боевом Знамени сияла высшая по тем временам награда — орден Ленина. Кстати, этим боевым соединением командовал наш земляк, опытный и мудрый командир полковник Владимир Васильевич Авласенко.
— Чем больше всего запомнился Афганистан?
— Удивительно, но спустя двадцать с лишним лет после вывода в памяти сохранилось практически все. Может быть, чтобы вспомнить отдельные фамилии, необходимо напрячь память. А так все свежо. И чем больше времени проходит после завершения афганской войны, тем острее и ярче всплывают отдельные эпизоды. Не удивляюсь теперь тому, что наши ветераны Великой Отечественной спустя 65 лет после ее окончания помнят все до мельчайших подробностей.
Тогда никто из нас не спрашивал, зачем мы на афганской земле. Мы просто старались хорошо делать свою боевую работу. Все, начиная от рядового и заканчивая высшим командованием. Там по самой высокой шкале оценивались профессиональные и человеческие качества, а оценку этим качествам давали бой и подчиненные, забота о сохранении жизни которых была священным долгом офицера.
Сказать, что было трудно, опасно, значит, ничего не сказать. Не дай бог никому испытать то, что испытывали наши ребята: боевые выезды на раскаленной броне в 50-градусную жару, холод на горных перевалах, нехватка воды, тяжелые болезни (малярия, тиф, гепатит). Конечно, ко всем невзгодам фронтовой жизни человек привыкает. Нельзя было привыкнуть только к смертям, ранениям, привыкнуть к крови.
Для любого человека, который побывал в боях, Афганистан не прошел бесследно. Сейчас меня окружает другая жизнь: всегда рядом близкие, коллеги по работе, друзья. Но упрятать в тайники сознания воспоминания о войне невозможно. Мы вернулись домой живыми, но уже другими. И для нас она никогда не кончится.
— Что вы пожелали накануне этой памятной даты своим боевым товарищам?
— Я вообще хочу пожелать всем ныне живущим никогда не знать войн. А тем, кто прошел ту войну, — чтобы всегда помнили о своих боевых товарищах. И низкий поклон матерям и вдовам воинов-афганцев, не вернувшихся с той «необъявленной» войны.


Екатерина АРТИШЕВСКАЯ
←Купил. Сдал. Забыл

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика