Бизнес в женских руках реже попадает в зону нестабильности
16.02.2011 09:53
—
Новости Общества
Бизнес в женских руках реже попадает в зону нестабильности
РэспублікаВ белорусском предпринимательстве сегодня доминируют мужчины, и это факт. И женское "вмешательство" воспринимается как вызов с претензией на гендерное равенство. С одной стороны, представительницы прекрасной половины обладают рядом ценных качеств, потенциал которых можно эффективно использовать для гармонизации социальных отношений в сфере малого бизнеса. Они старательны, проявляют большую ответственность, четко представляют цели своих фирм, охотно используют советы коллег, менее склонны к панике.
В то же время для белорусских предпринимательниц, в отличие от их западных коллег, сфера бизнеса – скорее возможность заработать, чем добиться экономической независимости. Для большинства из них характерно качество, которое психологи называют "страхом лидерства или успеха". Кроме того, многие белорусские бизнес-леди, организовавшие собственное дело, единодушно отмечают, что им очень трудно выжить в мире мужского бизнеса.
Проблема занятости женщин в различных отраслях экономики потребовала иных подходов к ее разрешению примерно во второй половине 1980-х. Тогда преобразования в обществе сформировали новый взгляд на совмещение понятий "дом" и "работа". Стал развиваться негосударственный сектор экономики, появились новые области приложения труда. Действительно, малые предприятия, в том числе семейные, во всем мире служат хорошим резервуаром для высвобождаемой и незанятой рабочей силы, в том числе женской. Напомним, что по состоянию на 1 ноября 2010 года в республике состояло на учете более 85,3 тысячи юридических лиц – субъектов малого предпринимательства, а численность индивидуальных предпринимателей превысила 233 тысячи человек. Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого бизнеса за 10 месяцев 2010 года составил 21 %. Остается вопрос: какова доля женского участия в этих статистических выкладках? Думается, что выделение отдельной строки в отчетности помогло бы эффективнее решать вопросы, которые встают перед отечественными бизнес-леди.
Чтобы внести некоторую ясность, для начала разберемся с такими понятиями, как "женщины в бизнесе" и "женское предпринимательство". Первое определение подразумевает широкий статусный разброс — от руководителя "в юбке" до наемного работника. Женское предпринимательство – это бизнес, который возглавляют представительницы прекрасной половины. Например, в 2007—2008 годах (до мирового финансового кризиса) в странах Центральной и Восточной Европы женщины владели более чем 30 % бизнеса. По различным оценкам экспертов, уровень банкротства предприятий, находившихся в женских руках, оказался на порядок ниже, чем в среднем по бизнесу.
Белорускам, занятым в предпринимательской сфере, о главных ролях в бизнесе пока остается только мечтать, глядя, например, сериал "Богатая и любимая". Главная героиня фильма, обыкновенная учительница английского языка, по стечению обстоятельств становится главой крупного фармацевтического концерна. Белорусские же предпринимательницы, тоже бывшие преподаватели, воспитатели, продавцы, рядовые и инженерно-технические работники на промышленных предприятиях, работают в этом секторе на традиционно наемных должностях. Основная сфера их деятельности – торгово-закупочная. Лишь немногие занимаются коммерческо-посреднической, производством продукции и финансово-кредитной деятельностью, где необходимы специализированные знания. Таким образом, женское предпринимательство у нас пока не носит массового характера. В то же время за последние два года в сфере малого бизнеса значительно выросло количество женщин предпенсионного и пенсионного возраста.
И лишь 12—15 % организаций частной формы собственности, согласно результатам проводимых исследований, в нашей республике принадлежат женщинам. В основном они являются совладельцами или учредителями бизнеса, а также заняты индивидуальной трудовой деятельностью. Отметим, что главный мотив занятия предпринимательством у женщин тот же, что и у мужчин: желание создать себе и своей семье достойные условия жизни. Кроме того, изначально приход в бизнес был связан с невозможностью найти другое место работы. Откровенно честолюбивое желание стать богатой, реализовать свои планы в организации бизнеса, а также наличие "свободных" денег, позволивших начать собственное дело, не являются основополагающими факторами в решении женщин заняться малым бизнесом. Впрочем, как и у мужчин.
Предпринимательство, безусловно, требует от человека определенных качеств. При оценке положительных и отрицательных черт характера, присущих современным бизнесменам, женщины менее строги. По их собственному мнению, они выделяются на фоне мужчин законопослушанием, честностью и порядочностью. В числе отрицательных характеристик называются стремление к легкой наживе, а также единоличность предпринимателей, зависть друг к другу и "нечестная конкуренция". Интересно, что в сознании женской половины предприниматель – это мужчина-руководитель, компетентный и властный. Между тем западные и отечественные социологические исследования свидетельствуют: по основным критериям предпринимательских качеств (например, взаимоотношения с людьми, находчивость, способность к быстрой адаптации, интенсивность работы) мужчины проигрывают женщинам. Представительницы прекрасной половины, примеряя на себя роль разорившегося предпринимателя, не считают, что остаться за бортом малого бизнеса можно из-за конфликтов в коллективах. Кроме того, в отличие от мужчин, они стараются не портить отношений с власть предержащими. Весь путь развития предпринимательства вполне подтверждает меткое выражение Исаака Бабеля, который назвал массовый приход женщин в эту сферу "революцией, единственно победившей в ХХ столетии".
Ирина Андрос, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник отдела экономической социологии и социальной демографии ГНУ "Институт социологии НАН Беларуси"
В то же время для белорусских предпринимательниц, в отличие от их западных коллег, сфера бизнеса – скорее возможность заработать, чем добиться экономической независимости. Для большинства из них характерно качество, которое психологи называют "страхом лидерства или успеха". Кроме того, многие белорусские бизнес-леди, организовавшие собственное дело, единодушно отмечают, что им очень трудно выжить в мире мужского бизнеса.
Проблема занятости женщин в различных отраслях экономики потребовала иных подходов к ее разрешению примерно во второй половине 1980-х. Тогда преобразования в обществе сформировали новый взгляд на совмещение понятий "дом" и "работа". Стал развиваться негосударственный сектор экономики, появились новые области приложения труда. Действительно, малые предприятия, в том числе семейные, во всем мире служат хорошим резервуаром для высвобождаемой и незанятой рабочей силы, в том числе женской. Напомним, что по состоянию на 1 ноября 2010 года в республике состояло на учете более 85,3 тысячи юридических лиц – субъектов малого предпринимательства, а численность индивидуальных предпринимателей превысила 233 тысячи человек. Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого бизнеса за 10 месяцев 2010 года составил 21 %. Остается вопрос: какова доля женского участия в этих статистических выкладках? Думается, что выделение отдельной строки в отчетности помогло бы эффективнее решать вопросы, которые встают перед отечественными бизнес-леди.
Чтобы внести некоторую ясность, для начала разберемся с такими понятиями, как "женщины в бизнесе" и "женское предпринимательство". Первое определение подразумевает широкий статусный разброс — от руководителя "в юбке" до наемного работника. Женское предпринимательство – это бизнес, который возглавляют представительницы прекрасной половины. Например, в 2007—2008 годах (до мирового финансового кризиса) в странах Центральной и Восточной Европы женщины владели более чем 30 % бизнеса. По различным оценкам экспертов, уровень банкротства предприятий, находившихся в женских руках, оказался на порядок ниже, чем в среднем по бизнесу.
Белорускам, занятым в предпринимательской сфере, о главных ролях в бизнесе пока остается только мечтать, глядя, например, сериал "Богатая и любимая". Главная героиня фильма, обыкновенная учительница английского языка, по стечению обстоятельств становится главой крупного фармацевтического концерна. Белорусские же предпринимательницы, тоже бывшие преподаватели, воспитатели, продавцы, рядовые и инженерно-технические работники на промышленных предприятиях, работают в этом секторе на традиционно наемных должностях. Основная сфера их деятельности – торгово-закупочная. Лишь немногие занимаются коммерческо-посреднической, производством продукции и финансово-кредитной деятельностью, где необходимы специализированные знания. Таким образом, женское предпринимательство у нас пока не носит массового характера. В то же время за последние два года в сфере малого бизнеса значительно выросло количество женщин предпенсионного и пенсионного возраста.
И лишь 12—15 % организаций частной формы собственности, согласно результатам проводимых исследований, в нашей республике принадлежат женщинам. В основном они являются совладельцами или учредителями бизнеса, а также заняты индивидуальной трудовой деятельностью. Отметим, что главный мотив занятия предпринимательством у женщин тот же, что и у мужчин: желание создать себе и своей семье достойные условия жизни. Кроме того, изначально приход в бизнес был связан с невозможностью найти другое место работы. Откровенно честолюбивое желание стать богатой, реализовать свои планы в организации бизнеса, а также наличие "свободных" денег, позволивших начать собственное дело, не являются основополагающими факторами в решении женщин заняться малым бизнесом. Впрочем, как и у мужчин.
Предпринимательство, безусловно, требует от человека определенных качеств. При оценке положительных и отрицательных черт характера, присущих современным бизнесменам, женщины менее строги. По их собственному мнению, они выделяются на фоне мужчин законопослушанием, честностью и порядочностью. В числе отрицательных характеристик называются стремление к легкой наживе, а также единоличность предпринимателей, зависть друг к другу и "нечестная конкуренция". Интересно, что в сознании женской половины предприниматель – это мужчина-руководитель, компетентный и властный. Между тем западные и отечественные социологические исследования свидетельствуют: по основным критериям предпринимательских качеств (например, взаимоотношения с людьми, находчивость, способность к быстрой адаптации, интенсивность работы) мужчины проигрывают женщинам. Представительницы прекрасной половины, примеряя на себя роль разорившегося предпринимателя, не считают, что остаться за бортом малого бизнеса можно из-за конфликтов в коллективах. Кроме того, в отличие от мужчин, они стараются не портить отношений с власть предержащими. Весь путь развития предпринимательства вполне подтверждает меткое выражение Исаака Бабеля, который назвал массовый приход женщин в эту сферу "революцией, единственно победившей в ХХ столетии".
Ирина Андрос, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник отдела экономической социологии и социальной демографии ГНУ "Институт социологии НАН Беларуси"