Только двое. Движение за бездетность — утопия настоящего, крах будущего

Источник материала:  
Только двое.
Движение за бездетность — утопия настоящего, крах будущего

Они идут на это добровольно. Без оглядки на осуждение общества. Без сожалений об упущенных радостях. Мужчина и женщина. Молодые, здоровые, красивые, успешные. И бездетные. Не потому, что не позволяет здоровье. Не потому, что родительство сознательно откладывается “на потом”, когда будут заработаны необходимые деньги, построено жилье и куплена машина. Нет, просто они так решили. Им комфортнее, когда их только двое...

Английский термин childfree (“свободный от детей”), получивший распространение на Западе, возник в противовес слову childless (“бездетный”), которое, по мнению некоторых, означает, что детей “недостает и они желанны”. Чайлдфри утверждают, что их жизнь может быть полноценной и без потомства. Мотивация подобной жизненной позиции может быть самой разной: от желания уменьшить финансовую ответственность и иметь больше времени для досуга до убежденности в том, что мир и без того перенаселен, окружающая среда загрязнена, природных ресурсов не хватает. “Деторождение — это выбор, который ты делаешь за другого человека. И не факт, что он впоследствии скажет тебе спасибо!” — заявили мои бездетные знакомые, которым по 32 года. “Вы предпочли бы, чтобы ваши родители думали так же?” — возразила я. “Тогда другие времена были. Уверенность в завтрашнем дне, бесплатная квартира. Одинаковая школьная форма, одинаковый мебельный гарнитур. Люди тогда лучшей жизни не видели. А теперь так хочется как можно больше успеть! И там побывать, и это посмотреть! И пожить в комфорте, не считать деньги от получки до получки... Ну сдадим через полвека квартиру государству, отправимся на полное обеспечение в дом престарелых. Так там хоть смотреть будут. А что дети? Иной раз хуже чужаков. Сколько ненужных стариков по всему миру! А они и бабушки, и дедушки, и чьи-то мамы с папами...”

Бывает...Несмотря на то что ни в Беларуси, ни в России, ни в остальных странах постсоветского пространства движение чайлдфри пока, к счастью, не находит массового признания, в Западной Европе и США истерия “жизни для себя” давно захватила умы миллионов поборников борьбы с перенаселением планеты. Существует даже общественное экологическое движение VHEMT, целью которого является добровольное вымирание человечества путем отказа от размножения. По мнению сторонников этого движения, человеческая раса — всего лишь некий “экзотический захватчик”, популяция которого вышла из-под контроля и является угрозой планете Земля, другим видам животных и растений, живущих на ней, и только полное исчезновение вида homo sapiens восстановит естественный порядок вещей и гармонию природы.

“Пустоцвет”: диагноз или убеждение?

Марина и Андрей — активные участники русскоязычных форумов для чайлдфри. Оба живут в хорошем доме недалеко от Минска, на двоих — две машины, четыре диплома о высшем образовании и одна большая любовь к животным. В свое время эта парочка единомышленников была волонтерами приюта для бездомных кошек и собак, теперь держат в загоне на заднем дворе пятерых спасенных с улицы двортерьерчиков. Собаки заменили им нерожденных детей. С друзьями по телефону супруги говорят о своих питомцах: “Ваську пора кормить”, “Дуня сегодня плохо спала, прям не знаю, что делать...” Марина признается: когда восемь лет назад выходила замуж, и помыслить не могла, что когда-нибудь придет к “идеологии чайлдфри”. Зачать малыша супруги честно пытались пять лет. Несчетное количество анализов, перепробованных поз (камасутра отдыхает) и советов светил медицины. Тщетно. Как спустя несколько лет после первых обращений в семейную консультацию, объяснили им врачи, супруги здоровы. Но организм Марины по каким-то причинам отторгает сперматозоиды Андрея. Забеременеть естественным путем она не может. Три года назад ребята попробовали метод ЭКО. На четвертом месяце у Марины случился выкидыш. Предпринимать еще одну попытку они отказались. И жизнь как-то незаметно для обоих вошла в ставшее привычным русло. Без пеленок-распашонок, детских криков и первых двоек по математике. “Знаешь, как-то уже вроде и смирились. Нет так нет. В конце концов, может, Бог не хочет делать нас родителями. Сначала было обидно, потом грустно. Теперь — все равно. И без детей люди живут. Год назад под влиянием пропаганды СМИ “В Беларуси — ни одного брошенного ребенка!” задумались об усыновлении малыша. И пришли к выводу, что не готовы. Не сможем полюбить чужого, как своего. Поэтому живем, как живем, — пустоцветом. И, кстати, теперь уже даже не страдаем. Более того, и не пытаемся как-то поправить положение. У обоих хватает и других радостей!”

Эгоизм под личиной жертвенности

Национальный статистический комитет Беларуси пока только готовится опубликовать данные последней переписи населения, по которым можно было бы судить о том, сколько супругов старше 30 лет в нашей стране живут в гордом одиночестве, без родных и приемных детей. Однако, если брать во внимание, что только официально бесплодными (то есть прошедшими все необходимые для получения этого диагноза процедуры и состоящими на специальном учете в поликлиниках, больницах, в центрах планирования семьи) у нас признаны 15 процентов семейных пар, можно представить себе количество тех, кто бездетность проблемой не считает. И это в стране, которая второе десятилетие подряд не может выбраться из демографической ямы. Сколько нас “вымирает” добровольно?Еще в прошлом десятилетии во всем мире, озабоченном “эпидемией бездетности”, имели место серьезные внутрицерковные дебаты о том, подлежит ли образ жизни чайлдфри осуждению. Религиозные консерваторы говорили, что это — восстание против Бога. Папа Иоанн Павел II осудил женатые пары, желающие быть бездетными. Христианский автор Альберт Мохлер говорит: “Парам не дана возможность выбора бездетности согласно библейскому откровению. Напротив, нам приказано принимать детей с радостью, как Божьи дары, и растить их с заботой и страхом Божьим”. Однако в то же время появились новые церковные формации, сформированные движением чайлдфри. Например, Кибер-церковь Иисуса Христа — группа христиан, которые не чувствуют желания иметь потомков, подобно тому, как не имел их Иисус.“Давайте не будем забывать, что многие заводят детей из гораздо более эгоистичных побуждений, чем те, в которых обвиняют нас! — запальчиво отстаивает свое мнение еще одна чайлдфри Алеся Борменя. — Рожают, чтобы удержать рядом мужчину. Чтобы получить возможность взять льготный кредит на квартиру. А что такого страшного в желании жить в свое удовольствие? Ну не хочу я детей! Сама росла в многодетной семье, знаю, о чем говорю...”

Комментарий специалистаПочему вообще получило распространение движение “чайлдфри”? И как белорусскому обществу бороться с этим явлением?— Есть несколько уровней рассмотрения данной темы, — объясняет психолог Андрей Туровец. — Это уровень макросоциальный, широкий общественный уровень — уровень планеты, группы государств, конкретного государства; уровень мезосоциальный —район, город, деревня, община; уровень микросоциальный — семья и личность.На каждом из таких уровней свои представления о проблеме чайлдфри, и эти представления могут противоречить друг другу. Да, общество, государство заинтересованы в рождении большего числа детей. Но при этом на уровне города или деревни может не быть условий для полноценного ухода за детьми и их воспитания. Что решат люди на личном или семейном уровне, столкнувшись с таким противоречием?Самая многочисленная категория чайлдфри — это люди, имеющие специфические психологические защитные механизмы, обеспечивающие им комфорт и основанные на модели “значимости отказа от детей”. С точки зрения семейной психологии, использующей понятие “жизненного сценария”, выбор не иметь детей — чаще всего процесс не осознанный, а плохо осознаваемый, подогнанный под подходящую объяснительную модель в ответ на нерешенные психологические проблемы “бездетной” личности и особенности отношений партнеров. Обычно корнем этих проблем являются различного рода страхи, негативные убеждения, искаженные ценности, приобретенные в собственной родительской семье в возрасте до 6—7 лет. Но самой личности они кажутся естественными, нормальными, обычными.Без добровольного желания личности решить такого рода сценарные проблемы раннего детства никакая психологическая помощь не может быть эффективна, да и наиболее радикальные чайлдфри-пары категорически отвергают саму идею о том, что им необходима помощь специалиста.Учитывая все эти нюансы, можно предположить, что регуляторы макросоциального уровня (мы сейчас говорим о законодательном давлении, различных санкциях) не принесут ожидаемого эффекта, ключом к профилактике и решению данной проблемы будут оставаться регуляторы микросоциального уровня. Попросту говоря, работать нужно с семьей. С детьми, с подростками, с молодежью. Воспитывать жизненные ценности с колыбели...

←Поймал — отпусти

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика