«Рок» как приставка
07.02.2011
—
Новости Общества
Вопреки обещаниям убрать из своего состава приставку «рок» фестиваль «Рок-коронация» в нынешнем году все же состоится. На этот раз там не будет традиционных номинаций - в связи с 15-летием «Коронации» организаторы (Юрий Цыбин и Павел Каширин) предпочли формат гала-концерта знаковых участников белрока. Правда, потом решили, что надо выбрать лучшую группу и лучший альбом за 15 лет; право выбора ответственнейшим образом легло на посетителей музыкального сайта «Тузін Гітоў».
С многострадальной «Коронацией» связано столько драм, обид, наноскандалов, ссор и примирений, что в нынешнем году никто даже внимания не обратил на то, что почти все журналисты, в 1990-х и 2000-х гг. освещавшие фестиваль (Олег Климов, Надежда Кудрейко, Виктория Попова и т.д.), в этом году не были приглашены на пресс-конференцию по поводу мероприятия. Впрочем, конференция транслировалась онлайн - можно было посмотреть на представителей прессы, задающих Питу Павлову дежурные вопросы о том, что же делать с группой N.R.M. без Лявона Вольского. В числе прочих высказываний Пит отметил, что самое главное в «Коронации» - это атмосфера. Но что складывало эту атмосферу? И может ли сегодняшняя клубная «Рок-коронация» полноправно считаться преемницей «Коронации», которая гремела в 90-х и являлась значительным культурным событием?
КОРОНАЦИЯ НОВАЯ И СТАРАЯ
Последние годы ведется много кулуарных разговоров о том, что «Коронация» уже не та». Возможно, «Коронации» у нас две - та, которая была до трехлетнего перерыва, и новая, возрожденная в 2006г. Возможно, их даже три - клубная коронация, к которой имеет отношение продюсер Павел Каширин, может тянуть на очередную инкарнацию.
Основной проблемой фестиваля всегда являлась его невнятность - помимо устаканившихся («Альбом года», «Песня года», «Рок-княжна» и т.п.), каждый год возникали окказиональные номинации (вылепленные по лекалу «Что угодно года»), постоянно менялись люди, ответственные за финальные списки, - жюри было то многолюдным, то ничтожно небольшим, за многие номинации и вовсе отвечали конкретные персоналии.
На первых «Коронациях» (первый фестиваль состоялся 12 января 1995г.), несмотря на управление процессом тандемом Юрия Цыбина и Геннадия Шульмана, все было демократично - номинантов и победителей выбирало жюри, в которое входили журналисты, телеведущие и даже бизнесмены. В те времена «Коронация» была не просто белорусским «Грэмми», а мощной консолидирующей силой и значительным явлением белорусской культуры - призы и короны вручали белорусские писатели, поэты и общественные деятели, на глазах зрителей причудливо смешивались музыкальные поколения (например, Владимир Мулявин выступал вместе с «Нейро Дюбелем»).
В 2003г. состоялась последняя «Коронация» классического формата. Потом был период депрессии - как в белорусском роке (именно тогда возникли списки запрещенных групп; Вольский основал проект «Крамбамбуля», а «Ляписы» вдруг заиграли совершенно другую музыку), так и в фестивальной жизни - «Коронация» не проводилась. В 2006г. Цыбин совместно с порталом «Тузiн Гітоў» возродили фестиваль и устроили его ребрендинг - жюри стало немногочисленным, и ему предлагали уже готовые «лонг-листы» номинантов. Сложившаяся ситуация вызывала вопросы - чего стоит тот факт, что за главную корону боролись Дмитрий Войтюшкевич и метал-группа Rasta!
В 2007г. против «Коронации» резко высказался Каширин, сообщив, что не надо называть «Рок-коронацией» «то, что перестало ею быть», и жалуясь на «скотское отношение к музыкантам». А в 2008г. журналист Олег Климов вышел из состава жюри, мотивируя это тем, что музыканты, которых он считает лучшими, отсутствовали в предложенном ему списке номинантов (составлявший эти списки, как справедливо отметил Климов, вряд ли разбирается в музыкальной жизни республики).
Та «Коронация» была последней, проходившей в формате большого шоу в КЗ «Минск». Потом продюсером фестиваля, помимо Цыбина, стал Павел Каширин. Павел принялся экспериментировать - вначале «Корона» стала выездной, фестиваль-2009 прошел в Молодечно вместе с симфоническим оркестром. Потом «Коронация» стала клубной - прошлогодняя церемония состоялась в «Реакторе» и оказалась неплохой «солянкой», начисто лишенной торжественной атмосферы. Сейчас фестиваль являет собой клубный трибьют той, классической, «Рок-коронации», объединявшей белорусское музыкальное сообщество.
РОК-ПРОФАНАЦИЯ
О том, можно ли считать нынешнюю «Коронацию» прямой продолжательницей того фестиваля из 1990-х гг., «БелГазета» побеседовала с Касей Камоцкой, которой не оказалось в списке выступающих на нынешнем гала-концерте.
Кася отказалась участвовать в концерте из-за того, что ей «не хочется участвовать в профанации и тем самым ее легитимизировать». Тем не менее, если бы происходящее называлось не «Рок-коронация» и являлось обычным концертом белорусских рок-звезд, Кася бы «с удовольствием поучаствовала».
По мнению Камоцкой, проблемы у фестиваля «начались с приватизации бренда Юрием Цыбиным, вернее, регистрации им названия фестиваля на себя как торговой марки». «Не могу представить, чтобы церемония «Грэмми» как бренд была зарегистрирована на одного человека! - смеется Кася, которую этот разговор почему-то очень веселит. - Не может такого быть! И вообще, главное в конкурсе - доверие, а как можно доверять конкурсу, который приватизировал один человек?»
Кася считает, что определенный бардак в «Коронации» присутствовал всегда: «Мне два раза давали «Рок-княжну», когда предложили в третий, я им сказала: ребята, да что же вы делаете, посмотрите вокруг, зачем тасовать между собой одни и те же три группы. Они дали корону Веронике Кругловой, и я была счастлива! Зачем три года подряд давать кому-то награду только потому, что мы вместе тусуемся, - это же не основание!» По ее мнению, сейчас многих победителей выбирают «даже не с позиций вкусовщины, а просто так - согласно тому, что где близко лежит». Касе не очень нравится новый принцип смешивания стилей на «Коронации»: «Грозились убрать приставку «рок» - так и убрали бы. Да и вообще, в начале существования название «Рок-коронации» звучало свежо и очень иронично. А сейчас - подумайте, это же очень сильное слово! Кто кого коронует? Получается, что они заложники своего названия. Кто выбирает лучшие группы - какие-то мифические «они», я не знаю этих людей, какая-то сторонняя сила. Кто они, эти люди? Почему мы должны доверять этому мифическому вкусу?»
Связавшись с Юрием Цыбиным, обозреватель «БелГазеты» выяснила, что бренд «Рок-коронация» был зарегистрирован, по его словам, «еще лет 10 назад на двоих человек - Шульмана и Цыбина». Причины «очень простые - вот сейчас в Ярославле проходит какая-то «Рок-коронация», и, пускай наша регистрация не действует на Россию, я могу быть уверен, что хотя бы в Беларуси никто не сможет провести без меня фестиваль с таким названием». Цыбин считает, что в этом нет «ничего неправильного» - они просто«хотели уберечь «Коронацию» от возможного ее использования посторонними людьми».
Журналист Олег Климов сейчас относится к фесту лояльнее. В ответ на вопрос о том, что ему не нравится в фестивале, Олег сказал, что все свои претензии он по-дружески высказал Павлу Каширину еще полгода назад: «Победителей, если подумать, выбирают два человека, Цыбин и Каширин. К Паше у меня претензий нет - он в музыке разбирается, а насчет Юрия Евгеньевича меня мучают сомнения. Не лучше ли вернуться к формату, который был раньше, когда собирались вместе музыканты, журналисты, деятели шоу-бизнеса и всё обсуждали сообща?»
На это у Цыбина тоже есть ответ - по его словам, сейчас «будет не сама «Коронация», а гала-концерт», в рамках которого ему «показалось важным наградить лучшую группу за 15 лет». На вопрос о том, как он доверил этот сложнейший выбор посетителям сайта «Тузін Гітоў», Цыбин сообщил, что «ему будет интересно посмотреть на результаты», что «Тузін» - «раскрученный бренд» и его читателям можно доверять. «Не я выбираю лучшую группу, а люди, народ!» - демократически заключил Юрий.
Вот таким странным образом на «Рок-коронации» победила демократия.