Летать – и никаких фокусов!
Как скоро в Беларуси появится транспорт на магнитной подушке?
За учеными дело не станет, говорит младший научный сотрудник Алексей Климза. Модели парящих в воздухе «вагонеток» созданы в одной из лабораторий Института физики твердого тела и полупроводников.
Малоизвестный научный факт: нобелевский лауреат 2010 года физик Андрей Гейм в 2000 году был удостоен Шнобелевской премии за... использование магнитов для демонстрации левитации лягушки.Фото отважно парящего над столом земноводного облетело земной шар: возможно, именно оно вдохновило на эксперименты с полетами английского мага Дэвида Копперфильда. До него левитировать, то есть игнорировать силу тяжести, удавалось разве что индийским йогам, но они не оставили документальных подтверждений своих чудесных способностей.— Чудес не бывает, а все трюки объяснимы с точки зрения физики, — не верит Копперфильду и йогам младший научный сотрудник лаборатории электронной керамики Института физики твердого тела и полупроводников НАН Беларуси Алексей Климза. — Большинство из них построено на игре света и тени, позволяющей скрыть поддержки и страховки.Алексей Климза демонстрирует нам левитацию без фокусов — летающую керамическую болванку. Штучка величиной с конфету трюфель способна не только парить, но и удерживать в воздухе груз примерно в 2 кг.— Тридцать-сорок таких звеньев поднимут в воздух человека, — говорит автор модели. — В Японии и Китае уже ходят первые поезда на магнитной подушке.Японские поезда работают на мощных электромагнитах, модель Алексея — тоже на магнитах, но постоянных. Это намного дешевле, хотя есть проблемы с мощностью. Направленное магнитное поле образует желоб, который не дает грузу сойти с траектории: модель может левитировать не только над “рельсами”, но и под ними.— Это сверхпроводящая керамика, — раскрывает секрет Алексей Климза. — Сверхпроводник — идеальный диамагнетик, он отталкивается от обоих полюсов магнита. Поскольку сверхпроводимость возможна только при низких температурах, керамическую болванку приходится охлаждать в жидком азоте до температуры порядка 120 градусов Кельвина (минус 150 по шкале Цельсия). Температура жидкого азота еще ниже — около 78 градусов Кельвина, поэтому мы охлаждаем ее “с запасом”. Пока керамика не нагреется, она сохраняет свои диамагнетические свойства.— Планируем эту тематику развивать, но пока текущие дела не позволяют. Хотелось бы для начала изготовить несколько образцов левитирующего “транспорта”, отработать технологию. Затем создать опытное левитирующее транспортное средство: для начала в пределах предприятия или даже цеха. На операциях, где важно работать бесшумно, привычные средства передвижения может заменить “летающая” тележка с оператором. А укладывая газо- или нефтепровод, можно заодно провести магнитную дорогу, над которой будут носиться проверяющие целостность трубопровода роботы.Пока планы остаются в статусе мечты, модель Алексея Климзы собирает зрителей на выставках научно-технических разработок.— Мы представляем ее ради популяризации науки, — объясняет собеседник. — Чтобы показать будущим поколениям ученых, сколько неразгаданных загадок и нереализованных проектов ожидают их участия...