В поисках утраченного
В поисках утраченного
Для полоцкого Спасо–Евфросиниевского женского монастыря, Полоцкой православной епархии и всего древнего города нынешний год начался с заметного и важного события. Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий и игуменья Евдокия, настоятельница обители, удостоились премии «За духовное возрождение». Премия эта знаковая, поскольку присуждается в нашей стране за особый вклад в развитие духовности, благотворительности и милосердия, сохранение и умножение национального культурного достояния, просветительскую деятельность. Кстати, за 2006 год такую премию получил известный белорусский коллекционер–филокартист, историк Владимир Лиходедов, постоянный ведущий рубрики «В поисках утраченного». И он тоже — полочанин.
То, что награды удостоились владыка Феодосий и матушка Евдокия, — безусловно, событие закономерное. При архиепископе Феодосии по благословению митрополита Филарета был воссоздан и доставлен в Полоцк в 1997 году Крест преподобной Евфросинии Полоцкой, а в 2007 году завершено изготовление серебряной раки для мощей преподобной.
Вряд ли кто–то станет отрицать, что за последние годы полоцкая обитель — святыня белорусской духовности — не просто возродилась к жизни. Она, как бы это ни звучало парадоксально, помолодела, приобрела новые жизненные силы и снова предстает перед людьми во всей своей красоте. Наполнить же глубоким духовным содержанием эти святые исторические стены — задача не только священников и насельниц монастыря, но и каждого, кто приходит в полоцкие храмы со словами молитвы и надеждой на помощь и спасение.
Биография древнего — не старого и не старинного, а именно древнего! — Полоцка отражает фактически все, что только может вместить в себя долгая история человечества. Первое упоминание Полоцка в летописях — в «Повести временных лет» — относится к 862 году. Середина X века — дата появления Полоцкого княжества, которое то входило в состав древнерусского государства, то фактически становилось независимым. 992 год — рождение Полоцкой епархии. В середине XI века был возведен Софийский собор. Мастера Давыд, Тума и Микула оставили выбитыми в камне свои имена, а в сердцах многих поколений соотечественников — вечную благодарность за свое великое творение. Ведь еще Софиями могли похвалиться только Новгород и Киев. В XII столетии в Полоцке построили уже 10 каменных храмов. И уже в те времена наши предки отличались наличием духа толерантности — религиозной и национальной терпимости.
Примерно к 1104 году относится время появления на свет внучки князя Всеслава Чародея Предславы, будущей преподобной Евфросинии, игуменьи Полоцкой. С ее именем связано развитие монастыря, организация образования на белорусских землях и, конечно, создание в 1161 году мастером–ювелиром Лазарем Богшей известного креста — шедевра старобелорусского ювелирного искусства. Крест–ковчег содержал в себе множество православных святынь: частицу Древа Креста Господня, частицы камней Гроба Господня и Гроба Божией Матери, частицы мощей первомученика архидиакона Стефана и великомученика и целителя Пантелеймона. В сентябре нынешнего года Полоцкая епархия, да и не только она — вся страна будет отмечать 850–летие этой национальной святыни, к огромному сожалению, утраченной в годы Великой Отечественной войны и так пока не возвращенной.
Еще одно важное событие в жизни епархии — празднование 250–летия Свято–Богоявленского собора. И все же «самым главным остается повседневный труд по духовному кормлению», напомнил владыка Феодосий во время церемонии вручения премии «За духовное возрождение». А это значит — работа в детских приютах, со стариками, со всеми, кто немощен и нуждается в помощи и поддержке. Именно такие традиции свято чтятся еще со времен святой преподобной Евфросинии — небесной заступницы земли белорусской.
Евфросиния Полоцкая — одна из первых канонизированных женщин. Именно она стала великой душой основанного около 1128 года монастыря. На месте деревянной Спасской церкви, что располагалась на архиерейском поместье с храмом–усыпальницей полоцких епископов, по заказу преподобной был воздвигнут Спасский каменный храм, сохранивший по сей день свои уникальные фрески, которые также выполнены по распоряжению преподобной.
Так уж получилось, что Полоцк, словно переходящий приз, за свою долгую историю несколько раз менял и государственную принадлежность, и духовных попечителей. Естественно, все это не лучшим образом отражалось на состоянии обители и всех полоцких храмов и святынь. В 1840 году Полоцкую епархию возглавил епископ Василий (Лужинский). Владыка поставил задачу восстановить древние полоцкие святыни, и в первую очередь Спасо–Преображенский монастырь. Что и удалось сделать. 23 мая 1842 года в Спасо–Преображенскую церковь из Софийского собора был «для вечного хранения перенесен достопамятный Крест преподобной Евфросинии». Кроме того, к 1848 году в обители отремонтировали или вновь построили помещения для монастырских служб и возвели дом для размещения женского духовного училища, которое стало при монастыре преемником школы, основанной святой Евфросинией. 23 мая 1893 года был заложен первый камень в основание нового величественного пятиглавого Свято–Кресто–Воздвиженского собора.
В 1910 году нетленные мощи преподобной Евфросинии перенесли из Киева в Полоцк (100–летие этого яркого события торжественно отмечала вся Беларусь в минувшем году). Но и после того святые реликвии не обрели должного упокоения. Во время Первой мировой войны мощи преподобной Евфросинии эвакуировали в Ростов, и пять лет они оставались в Богоявленском Авраамиевом монастыре. А во время гитлеровской оккупации православные верующие перенесли их в витебскую Свято–Покровскую церковь, затем — в Спасский монастырь.
Примерно так же складывалась судьба и самой обители. Она действовала до 1928 года. Затем был перерыв. Во время войны часть монастыря фашисты даже превратили в концлагерь. Начиная с 1955 года монастырь стал снова угасать: сюда нельзя было принимать новых монахинь и послушниц. В 1960 году Спасо–Евфросиниевская обитель вообще закрылась и долгих 30 лет пребывала в запустении. Но времена меняются. 6 июля 1989 года Священный Синод РПЦ благословил возрождение Спасо–Евфросиниевского женского монастыря.
Полоцкая обитель, полоцкие храмы — это дошедшее до наших дней воплощение родной истории, причем не только в архитектуре и памятниках культуры и искусства, но и в лицах и судьбах людей — наших предков.
Подготовила Алина КОЛЕСНИКОВА.
Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.