Кто будет разруливать поток жалоб на услуги ЖКХ
Кто будет разруливать поток жалоб на услуги ЖКХ
Уровень комфортности проживания белорусов во многом зависит от того, в каком состоянии находится жилищно-коммунальная сфера. В Беларуси ЖКХ – отрасль затратная. Государство ежегодно выделяет значительные суммы на ее финансирование.
В 2008 году на эти цели было израсходовано более 3,1 трлн рублей, в 2009-м -- 3 трлн рублей. Но становится ли от этого обслуживание жилого фонда лучше, а капремонты – более качественными и менее длительными?
Надо ли такое министерство стране?
Как отмечает руководитель Белорусского общества защиты потребителей Анна Суша, жилищно-коммунальный сектор лидирует по числу претензий на некачественные услуги.
Это подтверждает и опрос населения, проведенный в рамках проекта "Формирование эффективного потребителя жилищно-коммунальных услуг", который реализовывался Белорусским обществом защиты потребителей при поддержке Всемирного банка.
-- Во время анкетирования выяснилось, что недовольных много и каждый второй из них пробует защитить свои права. Вот почему в исполкомах и подчиненных им жилищно-эксплутационных службах по-прежнему велик поток жалоб от населения, -- рассказывает ассистент директора проекта Ирина Жихар.
В 2009 году, по данным замминистра ЖКХ Геннадия Ляпунова, с жалобами и обращениями за различными справками в службы жилищно-коммунального хозяйства страны обратились свыше 2 миллионов человек.
Между тем, к 2015 году ожидается переход на стопроцентную оплату белорусами содержания жилья.
Вопрос о том, "надо ли это министерство стране", прозвучал в прошлом году на заседании Комитета государственного контроля.
На протяжении последних шести лет КГК неоднократно указывал на факты бесхозяйственности и нерационального использования государственных ресурсов в сфере ЖКХ. В доказательство громоздкости структуры отмечалось, что организации жилищно-коммунального хозяйства находятся в двойном подчинении. В части нормотворчества они подчиняются Минжилкомхозу, а по исполнению своей деятельности – местной власти: городским, районным, областным исполкомам.
-- А ответственность за проведение государственной политики в области защиты прав потребителей согласно Закону "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг" возложена на Министерство торговли, -- поясняет Ирина Жихар.
По ее словам, нередки ситуации, когда жалобы, направляемые в Минжилкомхоз, передавались на рассмотрение в исполком.
-- Получается, Минжилкомхоз только и может, что дать совет или разъяснение по каким-то техническим вопросам, -- делает неутешительный для коммунальщиков вывод Ирина Жихар.
Сфера деятельности белорусского Министерства жилищно-коммунального хозяйства широка: предоставление потребителям комплекса жилищно-коммунальных услуг, жилищный фонд, тепловое и водно-канализационное хозяйство. Однако руководитель первого в Беларуси частного ЖЭСа Виктор Клименко категоричен в своем мнении.
-- В Минжилкомхозе много хороших специалистов, но, на мой взгляд, штат из 59 человек для той работы, которую они выполняют, не нужен, -- говорит специалист.
В Латвии департамент ЖКХ состоит из 5 человек
Виктор Клименко изучал опыт работы жилищно-коммунальных служб Литвы, Латвии, Германии.
-- В этих странах нет министерства ЖКХ. Есть департаменты при других ведомствах. Например, в Латвии -- при Минэнергетики, -- рассказывает руководитель частного ЖЭСа. -- И в этом департаменте работает 5 человек, которые занимаются исключительно подготовкой нормативной базы. А иную рутинную работу выполняют другие ведомства. Например, в Рижской городской думе есть отдел городского хозяйства. И если возникают вопросы по качеству обслуживания, его сотрудники готовят пакет документов для обращения граждан в суд, но сами не выступают арбитрами в споре с коммунальными службами.
В белорусском министерстве ЖКХ, по словам Виктора Клименко, буквально все чиновники завалены жалобами и обращениями граждан, но в то же время до сих пор нет, например, четкой формулировки, что такое обслуживание домов. Хотя именно от этого зависит стоимость услуг в жировках, которые получают граждане.
В то же время председатель правления Республиканского социально-просветительского общественного объединения "Совместное домовладение" Эдуард Латушко обращает внимание на момент, который коренным образом отличает работу белорусского Минжилкомхоза от аналогичных западных структур.
-- Техническое регулирование вопросов эксплуатации фонда действительно можно переложить на плечи Минстройархитектуры, -- согласен специалист. – Но в сфере деятельности белорусского Минжилкомхоза лежат и бюджетные ассигнования – субсидии, адресные дотации, которые требуют определенной методологии, согласования с Минфином, Минэкономики. И если на ведомстве лежит такая ответственность, то оно должно быть представительным – переговоры с министром не должен вести начальник департамента.
Неиспользованный шанс
Эдуард Латушко считает Министерство жилищно-коммунального хозяйства в определенной степени заложником ситуации. С одной стороны, власти заявляют о революционных преобразованиях в системе ЖКХ, говорят о том, что к 2015 году белорусы будут оплачивать 100% стоимости коммунальных услуг, а с другой -- тормозят частные инициативы, недооценивают роль собственников и совместных самоуправлений.
-- Любое министерство связано с государственной политикой, -- говорит Эдуард Латушко. -- Минжилкомхоз не может взять и отпустить цены, например, на коммунальные платежи. Ведь нужны веские обоснования, поскольку такой шаг может вызвать протест в обществе. Все документы министерство согласовывает в Совмине. Я на наше министерство смотрю как на часть системы.
Эксперт убежден: надо разобраться в работе министерства, реформировать его деятельность, возможно, сократить штат.
-- Однако по удобству работы и по презентабельности существование министерства -- лучший вариант, особенно с учетом перехода к рынку. – считает Эдуард Латушко. – Слияние только добавит головной боли Минстройархитектуры, а департамент ЖКХ не сможет реализовать те задачи, которые сегодня выполняет министерство.
Ирина Жихар готова поспорить с такой позицией. Она считает, что у Минжилкомхоза был шанс проявить себя, но тот его не использовал.
-- Министерство могло бы стать главным двигателем реформы ЖКХ, -- убеждена эксперт "Завтра твоей страны". – В 2003 году Совет министров утвердил Концепцию развития жилищно-коммунального хозяйства до 2015 года и несколько важных постановлений. Процесс развития отрасли набирал обороты, был востребован европейский опыт, активизировалось создание товариществ собственников, ЖСК. Но в 2004 году все эти процессы, требующие серьезного экспертного и управленческого участия, были свернуты, а министр ЖКХ в своих интервью публично заявил, что реформа закончена.
Сегодня, по мнению Ирины Жихар, потребитель жилищно-коммунальных услуг как был в полной зависимости от государства, так и остался.
-- Сохраняется старый подход: повышение стоимости жилищно-коммунальных услуг при действующей фактически монопольной системе управления жилищным фондом, -- констатирует эксперт.
Ирина Жихар приводит такой пример. Закон "О защите прав потребителя жилищно-коммунальных услуг" предоставляет потребителям для решения споров относительно качества ЖКС такую возможность, как независимая экспертиза, но из 557 опрошенных в рамках проекта "Формирование эффективного потребителя жилищно-коммунальных услуг" ни один не использовал такой шанс.
-- Безусловно, реформа ЖКХ нужна. Только проводить ее надо грамотно, -- резюмирует эксперт.
Ирина Жихар также настаивает на том, что обсуждать возможную трансформацию министерства ЖКХ должны не только представители госаппарата, но и общественность -- потребительские организации, объединения собственников.