Инвалиды смогут получать информацию о подъезжающем к остановке транспорте
Инвалиды смогут получать информацию о подъезжающем к остановке транспорте
Во многих странах мира подобный вопрос разрешается с помощью специальных реабилитационных средств – приборов, помогающих ориентироваться в окружающей обстановке.
На прошедшем в Минске форуме "Универсальная среда-2010" заместитель министра труда и соцзащиты Валентина Королева сообщила о пилотном проекте по оборудованию социально значимых объектов городской инфраструктуры и общественного транспорта речевыми электронными информаторами. Проект реализуется в рамках госпрограммы о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц.
Задание разработать речевой электронный информатор и освоить его серийное производство получили брестские организации — Центр внедрения научно-технических разработок и специальное конструкторское бюро "Запад". Первую партию приборов для установки на социально значимых объектах и в общественном транспорте выпустило пинское предприятие "ЭлКис", входящее в систему Белорусского товарищества инвалидов по зрению (БелТИЗ).
Изделие состоит из электронного блока, принимающего сигнал, громкоговорителя и пульта дистанционного управления, находящегося в руках у инвалида по зрению. Принцип его действия следующий: в момент приближения транспортного средства, оснащенного электронным блоком, с пульта дистанционного управления инвалида по зрению поступает сигнал в электронный блок коммунальной машины. При этом через громкоговоритель, установленный над передней дверью, воспроизводится информация о типе транспортного средства (например, автобус, троллейбус), номере маршрута и названии конечных остановок.
Города Пинск и Брест стали своеобразной испытательной площадкой этого пилотного проекта. Поинтересуемся первыми впечатлениями.
По словам Валерия Гедько, начальника сектора культурно-массовой и спортивной реабилитации пинского ЧУП "ЭлКис", речевые информационные блоки пригодны для установки не только на транспортных средствах, но и над входом в административные здания, больницы, поликлиники. Работает прибор дистанционно. С помощью специального пульта (напоминающего брелочек, которым пользуются автомобилисты) люди с плохим зрением, приближаясь к определенному зданию, слышат сообщение: "Вы подходите к объекту здравоохранения", "Здесь находится банк", "В этом здании – ЖЭС" и тому подобное.
Со временем приборы, несомненно, приживутся в городской инфраструктуре. А пока…
— После испытаний прибор отправлен на доработку, — говорит Игорь Жминько, начальник отдела транспорта, связи и бытового обслуживания управления экономики Брестского облисполкома. И объясняет причины: — Современный пассажирский автотранспорт напичкан электроникой, управлять которой достаточно легко. Таким же простым в управлении, по нашему мнению, должен быть и речевой информатор. Очень важно, чтобы его легко можно было перенастраивать в процессе эксплуатации. Ведь один и тот же автобус, к примеру, сегодня идет по маршруту № 2, завтра – по маршруту № 5… Перечень недостатков прибора мы указали в соответствующем протоколе. Основные из них – короткая программа действия (всего 40 секунд) и помехи при движении, создающие неудобства стоящему на остановке человеку с радиоуправляемым пультом.
— Наша страна постепенно приближается к европейскому уровню сервиса. Приятно, что индустрия по производству специального оборудования и приспособлений, обеспечивающих доступность среды жизнедеятельности для инвалидов, получает новый импульс, — подытоживает заместитель председателя Белорусского товарищества инвалидов по зрению Михаил Антоненко. — Речевой электронный информатор создается для безопасного и свободного передвижения без посторонней помощи слабовидящих людей. Пользуясь этим прибором, они смогут уверенней ориентироваться в городской среде, заходить в необходимые учреждения, жить более полноценной жизнью. От реализации этого проекта Беларусь получит не только повышение уровня социальной защиты инвалидов по зрению и слабовидящих людей, но и сохранение рабочих мест на предприятиях БелТИЗ, конкурентоспособную импортозамещающую продукцию.
Вот только, похоже, сегодня проекту требуется как дополнительное время и финансирование, так и дополнительные меры государственной поддержки. Многое упирается в стоимость прибора. Блоки для транспорта стоят 261 тысячу рублей, для зданий – 371 тысячу. Цена пульта – 63 тысячи рублей.