Пить или не пить белорусам?
Наиболее удручающая ситуация складывается сегодня с белорусскими женщинами. По данным Национального статистического комитета, только за последние пять лет зарегистрированных алкоголиков среди них стало больше на 37 процентов. Это повод говорить о серьезном кризисе не только в самой государственной системе, но и в семейно-бытовых отношениях. Опасения подтверждают и сводки МВД, согласно которым при общем снижении количества зарегистрированных преступлений в Беларуси имеется рост преступлений в сфере семейно-бытовых взаимоотношений. А это в основном преступления, совершенные в ходе распития спиртных напитков. Достаточно посмотреть последние сводки довольно благополучного Минска, чтобы схватиться за голову.
В Заводском районе 23-летняя неработающая женщина после совместного распития спиртных напитков открыто, с применением насилия похитила золотое кольцо у своей 25-летней гостьи.
В том же районе после совместного распития спиртных напитков 25-летний мужчина ударил ножом своего 49-летнего отчима.
В Октябрьском районе 35-летняя женщина, придя в гости, выпила с хозяином квартиры, потом поссорилась с ним и убила ножом.
Подобных примеров можно приводить очень много, и все они будут отражать суть одного явления – деградации нации в самом нелицеприятном ее проявлении.
Не лучше обстоит ситуация и с теми, кто употребляет спиртное за рулем. Еще в 2009 году негативную тенденцию удалось переломить и снизить количество пьющих за рулем, но 2010 год вновь ознаменовался ростом. По данным МВД, если в 2009 году было выявлено 49 754 лица, управлявших автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, то в 2010 году – 50 436. В отношении более 5 тысяч водителей возбуждены уголовные дела по факту управления автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.
Для решения проблемы правительство Беларуси планирует ввести ограничения по продаже алкоголя лицам младше 21 года (сейчас алкогольные напитки нельзя продавать лицам младше 18 лет), а также снизить предельно допустимую норму содержания алкоголя в крови водителя с 0,5 до 0,3 промилле.
Но самым значительным действием со стороны правительства должно стать «смещение акцентов на выявление, предупреждение и уменьшение влияния комплекса причин и условий, способствующих потреблению алкоголя и развитию негативных последствий от его потребления, в том числе пьянства и алкоголизма». Но сможет ли власть их предпринять?
Ответ на этот вопрос лежит в сути этих условий. Специалисты Минздрава уже давно на них указывают, но только никто к ним не прислушивается, поскольку это вопрос идеологии белорусского государства. По данным наркологов, около 80 процентов опустившихся алкоголиков употребляют дешевый винный напиток, который в народе еще с советских времен назвали «чернилами». В последнее время, правда, это пойло в некоторых деревнях получило и другое название – «гусак» от вида бутылки 0,7 литра, по форме напоминающей гуся.
Десять лет назад «гусаки» с дешевым пойлом были не так доступны. Но вот с середины 2000-х годов колхозы начали в массовом порядке открывать у себя цеха по производству дешевого винного напитка. Сегодня успешная деятельность многих СПК зависит от деятельности этих производств. «Гусаки» стали настолько неотъемлемой частью жизни белорусской деревни и рабочих районов белорусских городов (Минск здесь тоже не исключение), что ограничение этого производства поставит многие белорусские СПК на грань вымирания и серьезно испортит отчетную статистику. Именно поэтому в планах правительства нет и намека на то, чтобы разогнать «гусей».
Почему спиваются белорусы – это вопрос для более серьезного и глубокого анализа. Здесь есть сотни, если не тысячи различных факторов. Но даже белорусские психологи уже заметили, что во главу угла можно поставить главную президентскую формулу счастливой жизни белорусов.
Вот, например, что говорится в аналитической записке Минздраву УЗ «Могилевский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»: «В массовом сознании и бытовой культуре населения сформировался устойчивый социально-психологический стереотип, согласно которому потребление алкогольных напитков рассматривается как допустимый и модно-образцовый стандарт поведения и проявления привычного образа жизни, то есть как бытовая социально-культурная норма, традиция или обязательный ритуал».
В США есть «американская мечта», у нас – гарантированные президентом «чарка и шкварка». Это есть наш «социально-психологический стереотип». Практически вся государственная идеология строится на нем, только в более широком понимании.
Власть считает, что народу нужна крыша над головой, чарка и шкварка, чтобы почувствовать себя счастливым. О более высоких человеческих потребностях задумываются мало, потому что возможностей для их реализации все равно нет. Что государство сегодня может предложить опустившемуся алкоголику? Только жилье и работу. За все время реализации различных государственных программ по борьбе с пьянством не было проведено ни одного социологического исследования на тему «Почему народ пьет?». Даже если такие исследования и проводились, то о них никто ничего не слышал. Может, настала уже пора спросить у народа, почему он пьет?