Восприятие на слух
Восприятие на слух
Свой вопрос минчанин Василий Бреус адресовал министру здравоохранения Василию Жарко, который в декабре проводил «прямую линию» для наших читателей. Но из–за огромного количества обращений и ограниченного времени для диалога его вопрос остался на потом. Позже, внимательно изучив суть обращения, мы решили сделать его темой собственного мини–расследования.
«Мой отец, ветеран войны, имеет право на льготное слухопротезирование. Живет в Пуховичском районе, — объясняет Василий Тихонович. — Чтобы оформить и подобрать слуховой аппарат, ему нужно несколько раз съездить в Минск. Я подсчитал: для отца это значит в общей сложности преодолеть 500 км, а для меня, поскольку я живу в Минске и забираю–отвожу его на машине, — всю тысячу. И в чем тогда льгота, если мне дешевле просто купить аппарат в коммерческой фирме?»
Момент перегрузки
Надо заметить, что правом на бесплатное получение слуховых аппаратов обладают инвалиды I и II группы и дети–инвалиды. А с 1 января 2010 года в силу вступил Указ Президента № 458 «О государственной адресной социальной помощи», предусматривающий выделение материальной помощи на приобретение технических средств реабилитации, в том числе слуховых аппаратов, инвалидам III группы и детям до 18 лет, которым инвалидность не установлена, но по медицинским показаниям они нуждаются в ушных протезах.
— В Беларуси каждому пятому человеку, имеющему те или иные нарушения слуха, нужен слуховой аппарат, — вводит в курс дела заведующая отделением слухопротезирования РНПЦ оториноларингологии Елена Данилова. — В базе данных центра на 1 января этого года числится более 13,5 тысячи человек, которые уже обеспечены слуховыми аппаратами на безвозмездной основе. Только за прошедший год наш учет пополнился 585 пациентами; 318 детей и почти 1.200 взрослых обратились к специалистам для подбора слухового аппарата. Практически всем им ушной протез будет выделен бесплатно: детям — цифровой, взрослым — аналоговый. Давайте подсчитаем: один аналоговый аппарат стоит порядка 400 тысяч рублей, цифровой — в разы дороже. В прошлом году централизованно было закуплено 3.200 аппаратов для пациентов с потерей слуха средней степени, 1.200 — тяжелой степени, 470 цифровых аппаратов для детей–инвалидов. Очередей на их получение, как это было раньше, нет. В то же время речь идет об огромных суммах, которые выделяются из госказны. Поэтому вполне логично, что система четко выстроена, а выделение аппаратов подлежит строгому учету.
В реальности это выглядит примерно так. Пациент должен пройти необходимое обследование по месту жительства, после чего районный ЛОР–врач выдаст ему направление к сурдологу в областную больницу. В свою очередь, сурдолог–слухопротезист также проведет обследование и даст заключение с рекомендациями о том, какой именно аппарат необходим. После этого пациент снова возвращается в кабинет поликлинического ЛОР–врача, который дает ему на руки заключение ВКК на приобретение ушного протеза. С этим документом пациент опять едет в областной центр в филиал УП «Белмедтехника», где и получает свой бесплатный ушной протез. Спору нет, система выстроена четко. Но, может быть, она несколько «перегружена»? Сделать два оборота только для того, чтобы перевезти справки из одного города в другой, не слишком легко и дешево. Особенно если речь идет о пожилых людях. Или, скажем, если ездить нужно из Ляховичей в Брест — там только в одну сторону дорога почти 400 километров! Да и сам аппарат перестает быть безоговорочно бесплатным, если учитывать стоимость поездок по кругу.
Схема с вариантами
— Проблема действительно существует, — согласен председатель Белорусского общества глухих Сергей Сапуто. — Знаете, эти многократные поездки не только затратны. Они еще сопряжены с физическими трудностями. Допустим, человек пожилой или одинокий и он практически не слышит. Ему и в дороге, и в клинике нужен переводчик, чтобы его поняли. К нам с этой просьбой часто обращаются слабослышащие. Мы просили Министерство здравоохранения пересмотреть систему выделения слуховых аппаратов, максимально ее упростить. Нам отвечали, что любое упрощение сверх того, что есть сейчас, экономически невыгодно. Другими словами, из–за одного–двух человек в месяц, которые обращаются к врачам с вопросом о слуховом аппарате, собирать МРЭК или открывать филиал выдачи средств реабилитации в каждом районе нецелесообразно.
Четкая и простая схема доступна лишь жителям Минска. Получить слуховой аппарат они могут всего за один день, включая необходимые обследования, визиты к ЛОР–врачу, сурдологу–слухопротезисту и непосредственно в пункт выдачи «Белмедтехники».
— Теоретически путь от кабинета ЛОР–врача в поликлинике до филиала «Белмедтехники» можно было бы сократить наполовину и в областях, если бы, например, сурдолог–слухопротезист сам писал заключение ВКК, — рассуждает Елена Данилова. — Но практически это невозможно. Поскольку обернется такой нагрузкой на специалиста, с которой он не в состоянии будет справиться...
— ...Хотя раньше именно так и было! — говорит заведующая магазином филиала «Медтехника» УП «Белмедтехника» Галина Войтеховская. — Сурдолог в областной больнице после обследования сам давал справку ВКК. А теперь, конечно, многие наши пациенты, особенно старики, жалуются, что приходится не один раз ездить из района в областной центр. Конечно, магазины «Белмедтехники» есть практически в каждом районе. Но они занимаются продажей медицинской техники и средств реабилитации. Всего около тысячи наименований, если не больше. Объединить в одном месте продажу и бесплатную выдачу слуховых аппаратов технически сложно, это требует большой ответственности и высокой квалификации персонала.
Получается, что сурдологам в прежнем режиме работать тяжело, предприятию–снабженцу брать на себя дополнительную ответственность не хочется. А тот, кому нужен слуховой аппарат, крутится сам.
— Я не стала бы утрировать и подошла к проблеме с другой стороны, — парирует Елена Данилова. — Пациенту нужно пройти обследование. Но получить слуховой аппарат за него может родственник. Более того, аппарат могут доставить на дом, если человек одинок и его физическое состояние не позволяет ему самому забрать ушной протез. Между прочим, за прошлый год мы выдали более 300 справок инвалидам III группы и детям, у которых нет инвалидности, но необходимы слуховые аппараты. Им также нужно было пройти все этапы: от кабинета ЛОР–врача до магазина медтехники. Зато они смогли получить государственное пособие на приобретение ушных протезов в размере от 25 до 100 процентов от стоимости аппарата. И это оказалось для них выгоднее, чем покупать аппарат в коммерческом магазине за полную стоимость. По–моему, железный аргумент.
Автор публикации: Валентина МОХОР