Зайцу лично готов надрать уши
Зайцу лично готов надрать уши
О городском общественном транспорте |
Каково, читатель, ваше мнение о городском общественном транспорте? Имеете претензии? Допускаю. Но предлагаю провести сравнения — во времени и пространстве.
В какой город ни приедешь — везде видишь в основном наши, белорусские автобусы МАЗ. Причем разные. Особенно это заметно в Минске, где троллейбусы и трамваи тоже «свои». Все то, что раньше нам поставляли венгерский «Икарус», российский ЗиУ и латвийский RVR, мы теперь производим сами. Поэтому весь подвижной состав общественного транспорта новый — и по возрасту, и по качеству. Со старым не сравнить! Удобные для посадки полы, мягкие сиденья, теплые в любой мороз салоны, складные пандусы для инвалидов, объявление остановок, дублируемое электронным табло...
Заметьте, что сиденья обшиты мебельной тканью, но чисты, не протерты и не порваны. «Аварийные» молоточки висят на своих местах: никто их не выдирает для бытовых нужд. Я ни разу не видел, чтобы кто–то пользовался пандусом. Инвалиды и молодые мамы с детскими колясками обходятся: полы–то низкие. Но уже то, что пандус предусмотрен в конструкции, о многом говорит.
И стекло целехонько в остановочных павильонах. Даже на окраинах. За редчайшим исключением. Транспорт ходит строго по графику. Общение с кондуктором — просто бальзам. Ты всего лишь платишь за услугу, а тебе — «Спасибо!», «Ваш билетик, пожалуйста». Или даже: «Присядьте, места свободны»... Каждый подтвердит, что я не сочиняю. Огрехи есть, не без того. Но в целом дела обстоят весьма респектабельно. Наш городской транспорт вполне олицетворяет давний лозунг «Все для людей!» Даже с ущербом для коммунального бюджета.
Бывает иначе. Из поездок в ближнее зарубежье помню высоченные пороги тесных автобусов (новых, но сконструированных лет 30 назад), по которым, кряхтя, карабкаются пенсионеры. Выход — только через переднюю дверь, где плату возьмет водитель. Это чтобы не проскочил «заяц». Частный автобус (других, как правило, нет) его не терпит. Толчея и неудобства пассажиров — дело второе. Первое — расчет, прибыль.
С прибылью у нас хуже, потому что кондукторы есть не в каждом автобусе. А платить — даже за комфорт и респектабельность — хотят не все. Контролеров мало, их мало кто боится. Опять же заметим: как честно и даже красиво работают! Не маскируются, не устраивают облавы при закрытых дверях. Напротив, носят яркие, издали заметные жилеты с бэйджиками — из уважения к нам. Любопытно наблюдать, как часть пассажиров всю дорогу всматривается вперед: не видны ли на остановке жилеты? Если да, успевают пробить талон. Тут и азарт, и адреналин: чем не спорт.
Но некоторая, совсем малая часть пассажиров, не беспокоится вовсе. Ей наплевать и на кондукторов, и на контролеров. Это самые смелые «зайцы», если не сказать резче. Многие помнят сцену из фильма «Брат»: наглец–безбилетник, здоровенный детина с тугим кошельком, издевается над тщедушным кондуктором. Волчара! (Правда, вмиг ставший жалким зайцем, когда герой Сергея Бодрова направил на него ствол.)
Недавно я видел такого же, матерого, и тоже в трамвае. Он был высок, молод, держал на плече сумку с ноутбуком. Но когда к нему подошла кондуктор (только что говорившая пассажирам «пожалуйста», «будьте любезны», «спасибо»), спокойно ей сказал: «Платить не буду. Вы мне ничего не сделаете». Бедная женщина растерялась, побледнела... «Тогда выходите!» — «Не хочу».
«Тогда вагон дальше не пойдет!» — нашлась кондуктор и бросилась к водительской кабине. Там тоже была хрупкая женщина. Трамвай простоял недолго: за ним шли другие, не мог вагоновожатый застопорить всю ветку. Кондуктор озиралась по сторонам, надеясь увидеть вблизи контролеров или милиционера. Увы. «Заяц» спокойно за этим наблюдал. На следующей остановке он вышел. Женщину–кондуктора трясло.
Боюсь, что в схватке с таким «зайцем» ей не помогли бы и коллеги–контролеры. Так совпало, что через 15 минут уже на остановке троллейбуса я наблюдал другую сцену. Два контролера (женщины, разумеется) пытались удержать за руки «зайца»–мужчину. Он тем временем фотографировал телефоном бэйджики на жилетах и грозил. Потом легко вырвался и спокойно удалился. Вероятно, напишет жалобу и обвинит контролеров, например, в хамстве: еще оправдываться будут.
Изрядную надо иметь стрессоустойчивость для столь нервной и неблагодарной работы. Лишь это, пожалуй, портит описанную выше цивилизованную картину. Утешение в том, что вызывающе наглые безбилетники — все же редкость. Как сказано по другому поводу, «кто–то кое–где у нас порой...» Рад бы сообщить читателю точные цифры хотя бы по Минску. Но уважаемое агентство «Минсктранс» почему–то держит их в секрете...
Автор публикации: Виктор ПОНОМАРЕВ