Фактически отбросив все наработки советского периода, включившись в европейскую систему, Латвия испытала временный подъем в образовательной сфере, за которым наступил резкий спад. И не только по причине экономического кризиса. Отказ от фундаментальной науки привёл к безграмотности и отсутствию интереса молодёжи к науке.
Валерий Никифоров, профессор Балтийской международной академии:
Принимая экзамен по логике, я вижу, что человек не очень-то знает, почему происходит смена времён года. На вопрос, почему кусок железа тонет в воде, а корабль, сделанный из этого же железа, плавает, вразумительного ответа не существует, хотя это не более чем школьный закон Архимеда.
Возможность получения высшего образования в Латвии сегодня существенно ограничена из-за стоимости обучения. Так называемых бюджетных мест, которые обеспечивает государство, недостаточно, и молодёжь уезжает из страны искать лучшие условия, сообщает корреспондент телекомпании «Столичное телевидение».
Отток молодёжи за рубеж и безработица – вот основная причина малочисленности латвийских вузов. Тем не менее, плата за обучение продолжает расти, и занимает третье место по темпам роста после подорожавших коммунальных услуг и алкоголя.
Елена учится в главном вузе страны – Латвийском университете. Цена вопроса — 3 тысячи долларов в год. Но и это не залог безоблачного будущего. Девушка не уверена в конкурентоспособности своего вуза. Те, кто уехал учиться за границу и вернутся, окажутся в более выигрышной ситуации.
Елена Ушакова, студентка:
Считается, что за рубежом более качественное образование. Работодатель с большим удовольствием возьмёт при прочих равных специалиста с британским дипломом, а не с латышским — даже, если это не самый лучший вуз Англии и самый лучший вуз Латвии.
Студенты уезжают из Латвии тысячами, но сегодня и в Европе в системе образования начались катаклизмы. Прежде всего, повышение стоимости обучения. Недавние беспорядки в Лондоне, а до этого в Париже, когда вузам разрешили вдвое повысить стоимость своих услуг, вызвали небывалый всплеск возмущения у молодёжи. Но к отмене решения не привели. Всё это не может не сказаться на будущем как образования, так и экономики европейских государств в целом.