China без угара
24.01.2011
—
Новости Общества
Самый современный вид рок-концерта - тихий концерт. Музыка, которую интереснее слушать, чем воспринимать через телодвижения, укрепляет веру в собственную интеллектуальную избранность. Сама музыка при этом может быть шумной и контрастной. На российскую построковую и постпанковскую группу с искренним названием Everything Is Made In China («Всё сделано в Китае») собрался полный минский клуб задумчивых хипстеров. Многие приехали из других городов Беларуси - Гродно, Могилева. Все тихие и торжественные, будто пришли в храм.
Нежную седативную атмосферу вечера только укрепил медитативный и прозрачный сет белорусской группы Weelure, играющей натуральный построк - бледную, задумчивую музыку, лишенную нарративных мелодий и бойких гармонических переходов. Драмы, впрочем, в их выступлении было много, с мелодиями разве что туговато. «Это только второй их концерт! - разоткровенничался директор коллектива. - А первый концерт был закрытый». Оказывается, группа «выиграла кастинг», чтобы попасть на разогрев к легендам российского построка. На вопрос о том, кто еще участвовал в кастинге, музыканты ответили, что «почти никто» и что они просто «выслали группе свои песни через Интернет».
Понемногу вырисовывался портрет слушателя новой музыки - мало курит, мало пьет, почти не танцует, красиво и дорого одевается, смотрит в пол, носит такие же очки, которые носят все, возможно, мечтает жить в Нью-Йорке.
Несмотря на то что многие называют творчество Everything Is Made In China построком, в них больше постпанковых гармоний и того, что называется «шугейз» (монотонная, медитативная, завораживающая гитарная музыка, во время исполнения которой хочется не прыгать-скакать, а «смотреть себе на ботинки», shoe gazing). «О, а ты слушал новый альбом Mogwai?» - спрашивал кто-то у друга в толпе. «А эта песня очень похожа на Radiohead! - сообщала одна журналистка другой. - Помнишь, мы были на фестивале на концерте Radiohead, так там тоже все стояли на месте». «Потому что давка была дикая, - мрачно отвечала коллега. - Вот и стояли: давились».
«Placebo!» - кричала циничная пресса на особо пульсирующей, нервной и гитарной песне. Музыка группы является великолепной иллюстрацией того, чем вся западная музыка 2000-х гг. и «нулевых» является в нашем сознании. Конструируя свои многогранные звуковые симфонии, они демонстрируют, каким образом вся эта, по сути, далекая нам культура, преломляется в нашем массовом восприятии и чем она становится здесь, на этой территории. Поэтому …China, безусловно, помимо музыкального, представляет и антропологический интерес, играя безукоризненную англоязычную современную музыку, которая все-таки немного нездешняя.
«Под нее не надо танцевать, надо сидеть и внимательно слушать!» - объясняли корреспонденту «БелГазеты» поклонники группы. Под психоделические гитарные риффы возникает иллюзия вслушивания - будто эта музыка, в принципе гармонически простая, все же не для релаксации, а для напряженной умственной работы: их прослушивание - это как поход в кино на мудреный арт-хаус. Публике было приятно чувствовать себя понимающей, а не бездумно колбасящейся. Какая-то парочка хаотично танцевала под пульсирующие монотонные биты композиций группы, но на нее смотрели с осуждением. Другая парочка медленно целовалась на диване под эту же музыку. Музыканты были полностью погружены в себя - разве что между песнями тихонечко говорили: «Большое вам спасибо!» Публика тоже стояла абсолютно тихая и завороженная. Было понятно, что происходит что-то очень важное в жизни всех этих людей, но что именно?
Корреспондент «БелГазеты» решила узнать, что такого уникального в группе Everything Is Made In Chinа, и прошлась по клубу с вопросами. Все, кто пришел на концерт специально, расточали дифирамбы: атмосферные потоки, лиричность, структурность. Многие хвалили видеоряд, напоминающий бесконечное дробление молекул и атомов и ожившие фрактальные иллюстрации из учебника по квантовой и молекулярной физике.
Те, кто пришел на концерт просто потому, что в Минске не каждую неделю выступают группы приличного уровня, реагировали по-разному. Парочка белорусских музыкантов предположила, что это всего лишь гиперкачественное преломление современной западной музыки пытливым русским сознанием и «оригиналы» им «гораздо ближе».
«А они не уникальны! - ответила на вопрос корреспондента девушка, которой очень нравился концерт. - Они вливаются в мировой контекст и улавливают дух времени. Они мало чем отличаются от тысячи других постпанк-групп, игравших еще в 1980-х гг., но они хорошо звучали бы в Нью-Йорке прямо сейчас, и единственная причина, по которой они не собрали в два раза больше людей, это то, что здесь Минск, а не Нью-Йорк. Еще причина того, что они собрали столько людей, в том, что мы живем в век информации! Большую часть времени мы проводим за компьютером - в поисках новых оттенков любимого звука, присылая друзьям новые любимые песни, обсуждая их… Это же отражено у Everything Is Made In China в их визуальном ряду - log in, log out, смешные рисованные мультики, незамысловатая анимация - это то, чем живут сейчас очень многие, и то, что, возможно, характеризует все поколение. Я, конечно, преувеличиваю значение этого концерта в контексте белорусской реальности, но в контексте моей собственной жизни этот концерт ужасно важный, ведь он случился вовремя. Они слушали то же самое, что и я, что и мои друзья, но они решили что-то сделать сами, и у них получилось!»
Расходились после концерта все очень тихо и торжественно. Никакого рок-н-ролльного угара, добро пожаловать в новую жизнь.
Справка «БелГазеты».Группа Everything Is Made In China возникла в 2005г. в Москве. Музыканты играют минималистичную, но очень эмоциональную музыку в стиле инди-рок и построк, поют на английском. Записали два студийных альбома на канадской студии, выступали на разогреве у 65daysofstatic и Red Snapper. Российская версия журнала Rolling Stone назвала их «одной из лучших отечественных инди-роковых команд». Важная сторона творчества группы - визуальный «аккомпанемент» их музыки. Каждый концерт группы сопровождается видеоартом, который микшируется и транслируется великолепным художником Ильей Колесниковым непосредственно во время концерта.