Случайная закономерность
Не фатум, а титаническое трудолюбие Марии Журович стоит за званием «Лучший терапевт Минска»
У врачей особые отношения с собственным здоровьем. Говорят, доктор может долго не болеть, но если уж проймет его недуг, то мало не покажется. Мария Журович, заведующая вторым пульмонологическим отделением 6-й столичной клиники, никаких мистических казусов в осложнениях после собственных ОРЗ не видит. Специфика отделения. Но как Мария Ивановна сама старается быстрее прийти в норму, так и пациентов спешит поставить на ноги. И сегодня во второй пульмонологии все для этого есть. Ее, Марии Ивановны, стараниями.
К любым случайностям этот доктор относится настороженно, хотя и уверяет, что именно из них соткана ее жизнь. Действительно, на первый взгляд, именно случай не раз ставил Марию Ивановну перед фактом. Так появилось у нее это отделение, да и сама пульмонология, так повстречался муж и сложилась семья, так Мария Журович была признана в 2009 году лучшим терапевтом Минска и стала лауреатом конкурса «Врач года Республики Беларусь». Но случай ли стоит за всем этим? Или все же что-то другое?
— Студенческое время самое шикарное, — вспоминает Мария Ивановна. – Новые знакомства, мечты, планы, желание все познать и дерзновение к этому – вот чем оно мне запомнилось. Видела себя кардиологом, даже в тематическом студенческом кружке занималась. Но я же говорю: жизнь полна случайностей.
После интернатуры Марию ожидало распределение. Лельчицкий район, местная больница, терапевтическое отделение. Спустя короткое время недавнюю выпускницу назначают начмедом. Казалось бы, жизнь устраивалась, впереди прорисовывались карьерные перспективы. И тут в сентябре 1983-го через порог ее кабинета переступила самая главная «случайность» ее жизни – Александр. Молодой человек, сам родом из Лельчиц, к тому времени уже жил и работал в Минске. Пришел навестить свою крестную маму, а встретил будущую жену. Через три месяца, за день до Нового года, они сыграли свадьбу. Еще год молодые люди жили между Лельчицами и Минском. Затем родился сын. «Женщина должна уметь жертвовать», — решила Мария и уехала вслед за мужем в чужой огромный город.
— Жили мы в маленькой квартирке рядом с больницей скорой помощи, — вспоминает Мария Ивановна. – Когда срок декретного отпуска заканчивался, встал вопрос: куда дальше? Ответ лежал на поверхности: БСМП. А там оказалось место только в пульмонологии. Согласилась и осталась. Случайность? Наверное. Но именно она и определила направление моей профессиональной деятельности.
Десять лет в этой клинике Мария Журович сначала училась, а затем и лечила сама сложные и запущенные болезни дыхательных путей. Это была уникальная копилка опыта. И она пригодилась, когда Марию Ивановну, уже как состоявшегося пульмонолога, пригласили возглавить отделение в 6-й больнице. С тех пор последние 15 лет она здесь. И то, как отделение развивается под ее руководством все это время, скорее, уже не воля случая, а закономерность. Например, в пульмонологическом отделении именно этой клиники когда-то впервые в Минске появился небулайзер (аппарат наподобие ингалятора, который доставляет лекарство прямо в легкие). Марии Ивановне удалось обосновать необходимость приобретения этого прибора так, что ни у кого не возникло и мысли: «Можно обойтись». Из года в год снижалось поступление пациентов с бронхиальной астмой и хронической обструктивной болезнью легких именно во 2-ю пульмонологию. А если все же они туда попадали, то сроки лечения значительно сокращались. Связано это с работой «Астма-школы» и «ХОБЛ-школы», в которых людей учат быть внимательными к своей болезни, помогают начать борьбу с вредными привычками, расшатывающими здоровье. Но все же 30 мужчин и столько же женщин в отделении находятся постоянно, оно не пустует никогда.
— Что поделать, в Беларуси климат такой, он способствует болезням дыхательных путей, — говорит Мария Ивановна. – Хотя легкие – удивительный орган, который связан практически со всеми другими в организме человека. А то, что кажется болезнью легких, может ею и не быть. Например, кашляет человек. Долго. Уже, кажется, все обследования прошел, все лекарства попринимал. В итоге мы выясняем, что у него воспаление пищевода и желудочный сок попадает в дыхательные пути, вызывая кашель. Пульмонология привлекательна и своей динамикой: человек может поступить угасающим, а выписаться здоровым. Но здесь надо постараться включить все три фактора: диагностику, выхаживание и четкую схему приема лекарств. Раньше в пульмонологии нередко бывало, что молодые люди с бронхиальной астмой просто умирали от передозировки препаратами.
Сейчас, во время сезонного подъема «своих» заболеваний, Мария Ивановна домой ездит лишь переночевать, а живет здесь, в отделении, четко руководя его работой и принимая на себя каждый непростой случай. Охотно верю. Да и главный врач 6-й больницы Виктор Гурко не дает усомниться:
— Мария Журович не просто милосердна, тактична и скромна – это свойственно многим женщинам. Она еще и профессионал в своей специальности, умеет размышлять и сопоставлять факты так, как иной раз и у мужчины не получится. Для медика это неоценимое качество. Никогда не забуду случай, когда в ее отделение поступил мужчина с сильными болями в легких. Я наблюдал за работой Марии Ивановны и удивлялся скорости и силе ее аналитики. Буквально в течение десяти минут стало ясно: у него разрыв селезенки. А женщина с острым отеком легких?.. Мария Ивановна моментально диагностировала разрыв сосочковой мышцы и договорилась с хирургами центра «Кардиология» об экстренной операции. Поверьте, все происходило с ускорением, словно в американском кино.
Сама Мария Ивановна считает, что можно быть грамотным человеком, но не очень хорошим доктором. «Это постоянная работа с людьми, интуиция и психология, а не просто врачевание и набор рецептов», — говорит она.
Зазвонил телефон: за Марией Ивановной приехал муж. После трех месяцев знакомства они почти тридцать лет вместе. Душа в душу. Хрупкая врач и «технарь» до мозга костей. Женили старшего сына, младшая дочь скоро станет доктором. Как мама.
— Как вы тогда в сентябре 83-го не ошиблись, Мария Ивановна, — спрашиваю. – Может, рецепт подскажете?
— Не поверите, дело случая…
Но я-то теперь наверняка знаю: Мария Ивановна просто скромничает. Случай – просто прикрытие. Ведь совсем не он, а титаническое трудолюбие этой хрупкой женщины стоит и за образцовой пульмонологией, и за крепкой семьей, и за званием «лучшая».
На снимке: Мария ЖУРОВИЧ.
Фото: Валерий ХАРЧЕНКО