Экономия в сети. Поможет ли открытие в райцентрах магазинов низких цен снизить стоимость товаров и в других торговых точках?
В регионы приходят магазины низких цен – дискаунтеры. Для жителей небольшого райцентра это настоящее событие: теперь и они могут приобщиться к миру ежедневных скидок и акций на повседневные товары. Но что хорошо для потребителя, плохо для продавца: возрастает конкурентная борьба за покупателя. Так, может, открытие магазинов низких цен поможет снизить цены и в других торговых точках?
Специально для экономных
Для столицы и областных центров разные форматы магазинов — гипермаркеты, дискаунтеры и торговые сети — явление уже привычное. Например, в Минске представлены магазины трех сетей дискаунтеров — “Базар”, “На недельку” и “Евроопт”, регионы же пока активно осваивает только последняя из них. А во многих райцентрах самой большой сетью магазинов по-прежнему остаются магазины райпо.Кроме областных центров магазины низких цен уже есть в Орше, Барановичах, Лиде, Осиповичах, Молодечно и некоторых других городах. Всего по Беларуси их работает около пяти десятков. В перспективе такие магазины появятся в каждом городе с населением свыше 10 тысяч человек.Надо сказать, что дискаунтеры — это немецкое изобретение, и в классическом виде это скорее склад, а не магазин. Минимальный дизайн торгового зала, небольшое количество сотрудников, товар в упаковках стоит прямо в торговом зале, потребителю нужно самому его достать. За счет такой неприхотливости в сервисе и выкладке товаров магазин экономит на накладных расходах, поэтому может прилично снизить цены. Но в наших реалиях такой жесткий формат не прижился бы. Мы только начали получать удовольствие, заходя в торговые залы европейского уровня. К тому же у потребителя под рукой всегда есть альтернатива — рынок. Поэтому дискаунтеры по-белорусски все-таки больше похожи на магазины, чем на склады. Со скромным оформлением торгового зала, ограниченным ассортиментом товаров, отсутствием продавцов-консультантов в зале. Однако это с лихвой компенсируется довольно привлекательными ценниками.
Цивилизованный рынок
Один из таких магазинов для экономных в прошлом году открылся в Осиповичах. С тех пор к нему не зарастает народная тропа. Как рассказывают жители города, в дискаунтере с его ограниченным ассортиментом выбор товаров на поверку оказался даже большим, чем во многих других магазинах довольно крупного города. Но больше всего притягивает покупателей то, что магазин периодически предоставляет скидки. Причем зачастую на товары, в покупке которых из-за экономии бюджета многие себе отказывают, — фрукты, оливки, сладости. Раньше низкие цены осиповчане искали на рынках и в столице. Некоторые даже специально ездили в Минск для оптовых закупок мяса, рыбы, круп, предметов личной гигиены и бытовой химии. По наблюдениям осиповчан, открытие дискаунтера подтолкнуло к скидкам и акциям другие продуктовые магазины — как частные, так и государственные. Видимо, там почувствовали конкуренцию. Поэтому теперь вывесок, извещающих о скидках, на витринах райцентра стало заметно больше.— Субъекты хозяйствования малого бизнеса действительно стали стараться привлечь к себе покупателей: кто “красными” ценами, кто акциями, скидками при покупке товаров, — рассказала “НГ” заведующий сектором торговли и услуг отдела экономики Осиповичского райисполкома Инесса Лейко.Многие осиповчане за низкие цены называют дискаунтер “цивилизованным рынком”. Однако на работу продавцов на настоящем рынке открытие дискаунтера заметного влияния не оказало.— Где еще, как не на рынке, фрукты и овощи можно попробовать на вкус, поторговаться. К тому же постоянным клиентам мы регулярно предоставляем скидки, а порой товар можно приобрести в долг, — объясняет причину этого продавец овощей и фруктов Екатерина. Кроме того, для многих жителей райцентра поход на рынок во многом уже стал традицией выходного дня, ведь именно здесь можно встретить знакомых и обсудить новости.
Обратная сторона скидки
Самое большое количество магазинов низких цен после Минска открыто только в Мозыре — шесть торговых точек. Казалось бы, приход такой крупной сети магазинов должен был расшевелить других продавцов и усилить борьбу за покупателя. Однако, по отзывам местных жителей, этого не произошло. Да и сами дискаунтеры по ценам не так значительно отличаются от других магазинов, как хотелось бы.— У нас в городе распродажи проходили и до появления так называемых магазинов низких цен. Кроме них есть и другие магазины, в которых можно купить товары со скидками, — рассказали “НГ” в отделе торговли Мозырского райисполкома.Кстати, освоившись в мире скидок и низких цен, некоторые покупатели стали скептически к ним относиться: — Я заметила, что когда нам предлагают скидку на один товар, то за другой мы платим гораздо дороже по сравнению с ценами в других торговых точках, — возмущена жительница Осиповичей пенсионерка Галина Шатиленок. — Например, перед новогодними праздниками в нашем дискаунтере мандарины стоили чуть ли не на две тысячи меньше, чем в другом магазине. И по внешнему виду они были более привлекательными. Но зато мясная продукция была дороже. Получается, что мы ни на чем не экономим: мало кто будет бегать по разным местам, сравнивая цены...
Надо сказать, что дискаунтеры — это немецкое изобретение, и в классическом виде это скорее склад, а не магазин. Минимальный дизайн торгового зала, небольшое количество сотрудников, товар в упаковках стоит прямо в торговом зале, потребителю нужно самому его достать.
Сравнительная стоимость товаров в обычных магазинах и дискаунтерах