«Водительская» версия. Эта версия по возникновению пробок явно по душе Василию Кичеджи, человеку, который в Москве отвечает за транспорт. Если бы водители соблюдали правила движения, то пробок было бы значительно меньше, уверен московский чиновник. Он даже памятку специальную придумал - «Умное вождение». Но сам признает, что одними советами явно не обойтись, сообщает телекомпания «Столичное телевидение».
Василий Кичеджи, и.о. руководителя Департамента транспорта и связи г. Москвы:
Если сегодня мы не поднимем штрафы за элементарные нарушения, которые все видят, когда перекресток заполнен теми автомобилями, которые проезжают на зеленый свет. Они не закончили до конца проезд перекрестка, на них выезжают другие. И когда они вот так в одном месте скапливаются все — вот вам и затор.
Это похоже на игру в пинпонг. Когда чиновники обвиняют в пробках народ — мол сам виноват, а простые граждане требуют от чиновников наведения порядка на дорогах. И такая позиция удобна для всех. Вот только пользы от нее никакой.
Самая сложная точка транспортной Москвы — Садовое кольцо в районе Арбата. И тут очевидно, что в пробках виноват не мэр, и даже не ГАИ. А сами водители. Автомобили припаркованы даже посередине дороги на выезде из прилегающих территорий.
«Строительная» версия. Эта версия среди водителей очень популярна. Даже те из них, кто не обладает не то, чтобы строительным, а вообще каким-либо высшим образованием, видят — с нашими развязками что-то не то, если на них постоянно собираются пробки. Это подтверждает и авторитетный ученый в области транспортного строительства Михаил Блинкин.
Михаил Блинкин, научный руководители НИИ транспорта и дорожного хозяйства:
Когда скрещиваются потоки, которые идут на Ленинградскую, то происходит затор. Вот как сейчас троллейбус и автомобиль ( см. фото — прим. редактора). Вообще троллейбус — это признак улицы, а многоэтажная развязка, как в данном случае — это признак скоростной автомагистрали. Это не должно скрещиваться.
В Москве, говорит Блинкин, транспортная система проектируется с нарушением всех канонических основ и правил. И новая развязка на Ленинградку — не исключение. Теперь здесь — вечная пробка. Такие дороги получаются не от того, что в России не знают, как строить, просто в работу проектировщиков постоянно вмешивается высокое начальство. Вместо того, чтобы строить современные развязки, все еще возводят «бабочки» или, как их еще называют, клеверные листы. Потому что они занимают меньше места на дорогой московской земле.
Михаил Блинкин, научный руководители НИИ транспорта и дорожного хозяйства:
Концепция Большой Ленинградки — это личная концепция бывшего мера Лужкова. Потому что любой грамотный человек ему объяснил бы, что куда притащим это? Куда?
Не упоминать Юрия Лужкова в связи с дорожным строительством в Москве, даже после его отставки — невозможно. Московские пробки еще долго будут ассоциировать с его именем. Хуже всего то, что в пробках люди много нервничают, что негативно сказывается на всех.
Елена Барбаш, психолог:
Эта агрессия, она ужасно заразна. Первый порыв, когда на нас начинают орать — это ответить криком в ответ. Нужно любым способом пытаться этого избежать. Дистанцироваться от этой ситуации. В пробках вообще лучше забыть о том, что вы куда-то спешите. Ведь сделать уже все равно ничего нельзя. Нужно отвлечься, досчитать до 20 и включить спокойную музыку или радио.
В больших городах обязательно есть радиостанции, которые рассказывают водителю всю правду о дорогах. Водители в ответ сообщают о том, где какие пробки и как их лучше объехать. Это самая ценная информация для тех, кто в пути. В московском офисе Yandex придумали специальную шкалу для обозначения пробок. Средний бал пробок по городу рассчитывается в результате обработки данных сотен тысяч корреспондентов.
Леонид Медников, аналитик сервиса «Яндекс. Пробки»:
Мы знаем в каком месте человек едет с какой скоростью. Это и есть источник наших данных. Сервер собирает информацию от большого числа источников, проверяет, все сводит в единую картину и готовит картину пробок.
Все, у кого есть GPS, могут дать разрешение на просмотр и передачу данных о своем местонахождении. Остальное сделают мощные компьютеры. Вот только чем больше корреспондентов в городе, тем точнее будет информация. Рекордсмены по пробкам в Москве — шоссе Энтузиастов и Волгоградский проспект. Погода — тоже очень существенный фактор городского траффика, сообщает телекомпания «Столичное телевидение».
Леонид Медников, аналитик сервиса «Яндекс. Пробки»:
Смотрите (см. графику — прим. ред), январские праздники — баллы никакие. Зима — при каждом снегопаде огромные пробки. Репетиция парада — тоже город очень сильно чувствует. Но в основном снег и дождь — очень четко видно. И очень четко виден сезон отпусков.
Раз в году, 22 сентября весь мир отказывается от машин. День без автомобиля ради окружающей среды — только пешие прогулки, велосипеды и общественный транспорт. Но в Москве этот день игнорируют.
«Организационная» версия. Водители обычно злословят, что гаишникам выгоднее сидеть по кустам с радарами, чем разруливать ситуацию в городских заторах. Коррупция тут не при чем, говорят в ГИБДД, просто все пробки контролировать невозможно. К тому же, рассказывает начальник одного из московских батальонов ДПС, ситуация в городе усложняется из-за большого количества приезжих.
Николай Киричков, командир 3-го спецбатальона ДПС ГИБДД ГУВД г. Москвы:
Много гастробайтеров также в городе занимается частным извозом. Тем более, еще на автомобилях низкого класса и качества, в принципе, уже заезжаные.
При том, что Москва — отнюдь не самый автомобилизированный город. На 1000 жителей в Москве приходит 350 автомобилей. А в Токио, например, около 500. Но при таком же количестве населения дорог в японской столице в несколько раз больше.
Не потому ли в Москве недавно так громко представили молодого японского инженера Киитиро Хатояма? 33-летний сын бывшего премьер-министра Японии уверен, что ему быстро удастся спасти Россию от пробок.
Киитиро Хатояма, инженер транспорта:
Понимаете, совсем не нужно много времени, для того, чтобы сделать больше информативных дорожных знаков, добавить стрелок на светофоре и поменять направление на некоторых дорогах. Какие-то сделать односторонними, а какие-то, наоборот, двухсторонними.
Свои знания и опят Хатояма сейчас воплощает в докладе. Совсем скоро обещает отнести его в московскую мэрию и надеется, что работу оценят.
«Архитектурная» версия. Эта версия приходит на ум как раз в периферийных пробках. Хочется объехать затор, попасть в нужную точку с помощью альтернативного маршрута. Но Москва — это город колец и радиусов, которые в свое время строились от Кремля. Сегодня между большими трассами дороги практически не строятся.
Бизнесменн Александр Лебедев в свое время на собственные деньги заказал большое и серьезное исследование. Он потратил миллионы, привез в Россию лучших экспертов. Но в мэрии от этого доклада отказались, мол, сами все знаем.
Александр Лебедев, предприниматель:
Речь не идет ни о каких туннелях глубокого залегания, глубже метро, где один колориметр стоит 300 млн. долларов. Ни о каких магистралях. Это вообще глупость феноменальная. Решения лежать на поверхности: выделенные полосы для общественного транспорта. Ну что, сложно их нарисовать, и потом через парковочную службу и ГАИ заставить соблюдать? Некоторые зоны вообще должы быть закрыты для доступа машин. Какие-то полосы на основных центральных магистралях должны быть реверсными. Утром мы едем в город, а вечером — из города.
В Москве сегодня самые длинные пробки. Но к Москве стремительно приближаются Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Казань и другие российские города. В Ульяновске, с примеру, ремонт одного моста парализовал пол города. На помощь жертвам пробок уже спешат предприимчивые люди. Они нашли выход, вернее, выезд из автомобильных заторов. Велосипед и мотоцикл — это, пожалуй, единственные средство передвижения, которым не страшны пробки. Но велосипед — это достаточно затруднительная штука, потому что расстояние очень большие. Мотоцикл же есть не у каждого. Но зато теперь можно вызвать таксиста на мотоцикле, сообщает телекомпания «Столичное телевидение».
«Экономическая» версия. Москва заняла четвертое место в мире по дорожным заторам. Это результат исследования, который провела одна очень крупная компьютерная компания. Водителей в 20 мировых столицах спрашивали о том, как часто и долго они стоят в пробках. Москвичи рассказали, что 10 лет назад 40% московских трасс работали на пределе. Сейчас эта цифра приближена к 80%. Наиболее сильные транспортные проблемы представлены именно там, где наблюдается наибольший экономический рост. На основании этих исследований компания готова разработать интеллектуальные транспортные системы для Москвы, для того, чтобы разгрузить пробки. Московские власти пока думают. Этого результата можно добиться именно путем правильного применения лучших международных практик на российской земле. В раздумьях в Москвы есть шанс догнать лидера пробочного движения — Пекин.