В хозяйственный суд – с примирителем
17.01.2011 15:12
—
Новости Общества
Совершенствование хозяйственного судопроизводства заключается в упрощении судебной процедуры, существенном увеличении госпошлины и нацеливании сторон на примирение.
Президент Беларуси подписал закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства».
В первую очередь, изменения направлены на разгрузку судей хозяйственных судов Беларуси: судьям увеличили в два раза срок, в течение которого нужно рассмотреть исковое заявление. Если ранее спор должен был быть рассмотрен в течение одного месяца со дня назначения дела к судебному разбирательству, то сейчас за некоторым исключением – в течение двух месяцев.
Внесенными дополнениями предусматривается также обязательная внесудебная процедура разрешения спора между хозяйствующими субъектами по всем без исключения правоотношениям. Отныне хозяйственный суд просто не примет к рассмотрению исковое заявление, если истец не приложит доказательства досудебного разбирательства с ответчиком.
При этом законом предусматриваются специальные требования к претензии, направляемой в порядке досудебного разрешения спора, способ передачи такой претензии (заказным письмом с уведомлением или нарочным под роспись), а также сроки для ответа на претензию (месяц). Законодатель, правда, оставил субъектам хозяйствования маленькую лазейку: стороны в договоре между собой могут предусмотреть иной срок для рассмотрения претензии либо вообще указать, что досудебный порядок разрешения споров не применяется.
Следующим способом разгрузки судей является существенное увеличение государственной пошлины при подаче исковых заявлений в суд. Увеличение коснется только исковых заявлений с сумой иска до 10 500 000 рублей. Так, если ранее минимальный размер госпошлины за подачу искового заявления составлял 1 базовую величину (35 000 рублей), то сейчас ее минимальный размер увеличен в 15 (!) раз (525 000 рублей). Например, ранее при подаче искового заявления на сумму 5 000 000 рублей госпошлина составляла 250 000 рублей (5% от суммы иска), то сейчас – 525 000 рублей. Если же вы пытаетесь истребовать через хозяйственный суд всего 100 000 рублей, вы также обязаны сначала заплатить те же минимальные 525 000 рублей. По более крупным искам (на сумму более 10,5 млн рублей) размер госпошлины фактически не изменился.
Одновременно с увеличением размера государственной пошлины по мелким искам законодатель предоставил возможность субъектам хозяйствования взыскивать мелкие суммы через упрощенную процедуру – приказное производство.
Приказным производством является вынесение хозяйственным судом определения о судебном приказе без разбирательства и вызова сторон. Преимуществом приказного производства является не только упрощенный порядок рассмотрения дела, но и существенно более короткие сроки рассмотрения. Так, определение о судебном приказе выносится в течение 20 дней с момента поступления заявления в суд и сразу вступает в законную силу (решение по исковому заявлению принималось в течение 30 дней со дня назначения дела к судебному разбирательству и вступало в силу через 15 дней после вынесения решения).
Ранее в приказном производстве рассматривался лишь довольно ограниченный список требований. Отныне в приказном производстве будут рассматриваться требования до 100 базовых величин (до 3,5 млн рублей). Это в определенной степени минимизирует потери субъектов хозяйствования от повышения госпошлины за подачу исковых заявлений на мелкие суммы, поскольку при обращении в приказное производство минимальная госпошлина составляет всего 2 базовые величины (70 тыс. рублей).
Однако если после подачи заявления о вынесении определения о судебном приказе должник оспорит требования, заявителю все же придется обращаться в суд с обычным исковым заявлением и, соответственно, доплачивать государственную пошлину до 525 000 рублей.
Существенные нововведения касаются усовершенствования процедуры посредничества.
Теперь эта процедура будет называться примирительной процедурой, и соответственно посредник переименовывается в примирителя.
Хозяйственный суд теперь по собственной инициативе может назначить по делу примирителя, не вызывая стороны в суд и даже не спрашивая их мнения по это поводу (ранее только по ходатайству сторон либо с их согласия). Сторонам предоставляется лишь право предоставить суду свои возражения после вынесения определения о назначении примирителя. При этом примиритель может быть назначен на любой стадии судебного процесса (в суде первой, апелляционной, кассационной инстанций и на стадии исполнительного производства). Ранее посредничество назначалось только в хозяйственном суде первой инстанции.
Кроме того, примирителем теперь может быть не только сотрудник суда, но и иное лицо, привлеченное на договорной основе и «обладающее квалификацией, отвечающей существу возникшего конфликта». Перечень таких иных лиц и условия их привлечения будут устанавливаться Пленумом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Также процедуру избавили от существенного недостатка, которым часто стали пользоваться недобросовестные ответчики, которые заключением соглашения об урегулировании спора в порядке посредничества, минимизировали свои судебные расходы за счет того, что истцу 50% госпошлины возвращал суд, а потом просто не исполняли это соглашение. Отныне в случае неисполнения соглашения о примирении с виновной стороны будут обратно взыскиваться в бюджет эти 50% госпошлины.
Также в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь внесены нормы, согласно которым субъекты хозяйствования смогут запрашивать в хозяйственном суде «сведения о наличии и количестве исполнительных производств, возбужденных в отношении должника; о сумме долга, подлежащей взысканию; об обременениях в отношении имущества должника, совершенных в рамках исполнительного производства».
Однако процедура эта будет отнюдь не бесплатная. Указанные сведения будут предоставлять лишь при уплате госпошлины в размере 3 базовых величин (105 000 рублей) за предоставление сведений по одному должнику.
Закон вступает в силу через десять дней с момента его опубликования.
В первую очередь, изменения направлены на разгрузку судей хозяйственных судов Беларуси: судьям увеличили в два раза срок, в течение которого нужно рассмотреть исковое заявление. Если ранее спор должен был быть рассмотрен в течение одного месяца со дня назначения дела к судебному разбирательству, то сейчас за некоторым исключением – в течение двух месяцев.
Внесенными дополнениями предусматривается также обязательная внесудебная процедура разрешения спора между хозяйствующими субъектами по всем без исключения правоотношениям. Отныне хозяйственный суд просто не примет к рассмотрению исковое заявление, если истец не приложит доказательства досудебного разбирательства с ответчиком.
При этом законом предусматриваются специальные требования к претензии, направляемой в порядке досудебного разрешения спора, способ передачи такой претензии (заказным письмом с уведомлением или нарочным под роспись), а также сроки для ответа на претензию (месяц). Законодатель, правда, оставил субъектам хозяйствования маленькую лазейку: стороны в договоре между собой могут предусмотреть иной срок для рассмотрения претензии либо вообще указать, что досудебный порядок разрешения споров не применяется.
Следующим способом разгрузки судей является существенное увеличение государственной пошлины при подаче исковых заявлений в суд. Увеличение коснется только исковых заявлений с сумой иска до 10 500 000 рублей. Так, если ранее минимальный размер госпошлины за подачу искового заявления составлял 1 базовую величину (35 000 рублей), то сейчас ее минимальный размер увеличен в 15 (!) раз (525 000 рублей). Например, ранее при подаче искового заявления на сумму 5 000 000 рублей госпошлина составляла 250 000 рублей (5% от суммы иска), то сейчас – 525 000 рублей. Если же вы пытаетесь истребовать через хозяйственный суд всего 100 000 рублей, вы также обязаны сначала заплатить те же минимальные 525 000 рублей. По более крупным искам (на сумму более 10,5 млн рублей) размер госпошлины фактически не изменился.
Одновременно с увеличением размера государственной пошлины по мелким искам законодатель предоставил возможность субъектам хозяйствования взыскивать мелкие суммы через упрощенную процедуру – приказное производство.
Приказным производством является вынесение хозяйственным судом определения о судебном приказе без разбирательства и вызова сторон. Преимуществом приказного производства является не только упрощенный порядок рассмотрения дела, но и существенно более короткие сроки рассмотрения. Так, определение о судебном приказе выносится в течение 20 дней с момента поступления заявления в суд и сразу вступает в законную силу (решение по исковому заявлению принималось в течение 30 дней со дня назначения дела к судебному разбирательству и вступало в силу через 15 дней после вынесения решения).
Ранее в приказном производстве рассматривался лишь довольно ограниченный список требований. Отныне в приказном производстве будут рассматриваться требования до 100 базовых величин (до 3,5 млн рублей). Это в определенной степени минимизирует потери субъектов хозяйствования от повышения госпошлины за подачу исковых заявлений на мелкие суммы, поскольку при обращении в приказное производство минимальная госпошлина составляет всего 2 базовые величины (70 тыс. рублей).
Однако если после подачи заявления о вынесении определения о судебном приказе должник оспорит требования, заявителю все же придется обращаться в суд с обычным исковым заявлением и, соответственно, доплачивать государственную пошлину до 525 000 рублей.
Существенные нововведения касаются усовершенствования процедуры посредничества.
Теперь эта процедура будет называться примирительной процедурой, и соответственно посредник переименовывается в примирителя.
Хозяйственный суд теперь по собственной инициативе может назначить по делу примирителя, не вызывая стороны в суд и даже не спрашивая их мнения по это поводу (ранее только по ходатайству сторон либо с их согласия). Сторонам предоставляется лишь право предоставить суду свои возражения после вынесения определения о назначении примирителя. При этом примиритель может быть назначен на любой стадии судебного процесса (в суде первой, апелляционной, кассационной инстанций и на стадии исполнительного производства). Ранее посредничество назначалось только в хозяйственном суде первой инстанции.
Кроме того, примирителем теперь может быть не только сотрудник суда, но и иное лицо, привлеченное на договорной основе и «обладающее квалификацией, отвечающей существу возникшего конфликта». Перечень таких иных лиц и условия их привлечения будут устанавливаться Пленумом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Также процедуру избавили от существенного недостатка, которым часто стали пользоваться недобросовестные ответчики, которые заключением соглашения об урегулировании спора в порядке посредничества, минимизировали свои судебные расходы за счет того, что истцу 50% госпошлины возвращал суд, а потом просто не исполняли это соглашение. Отныне в случае неисполнения соглашения о примирении с виновной стороны будут обратно взыскиваться в бюджет эти 50% госпошлины.
Также в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь внесены нормы, согласно которым субъекты хозяйствования смогут запрашивать в хозяйственном суде «сведения о наличии и количестве исполнительных производств, возбужденных в отношении должника; о сумме долга, подлежащей взысканию; об обременениях в отношении имущества должника, совершенных в рамках исполнительного производства».
Однако процедура эта будет отнюдь не бесплатная. Указанные сведения будут предоставлять лишь при уплате госпошлины в размере 3 базовых величин (105 000 рублей) за предоставление сведений по одному должнику.
Закон вступает в силу через десять дней с момента его опубликования.