Либретто для гвардейского повара
Вадим Зыщук стал начальником столовой взвода обеспечения 383-го гвардейского отдельного мобильного батальона 38-й гвардейской отдельной мобильной бригады в 2009 году — после окончания с отличием школы по подготовке прапорщиков и специалистов продслужбы 72-го гвардейского ОУЦ. Однако в деле по обеспечению воинов вкусным и своевременным питанием он далеко не новичок, работу свою успел изучить досконально, начав карьеру представителя армейской продовольственной службы более десятка лет назад в качестве повара солдатской столовой.
В 2000 году командование соединения заключило с Вадимом контракт. В пользу такого решения имелись два весомых аргумента: до срочной службы он окончил брестское ПТУ № 223, получив соответствующую специальность, а пополнив ряды Вооруженных Сил, зарекомендовал себя ответственным, исполнительным воином.
Через год Вадим Зыщук занял должность старшего повара, проявив при этом способности руководителя. К 2008 году он уже исполнял обязанности начальника столовой…
Коллективу мнение навязать невозможно: войти в золотой фонд самых уважаемых военнослужащих воинской части иным людям не удается вплоть до увольнения в запас, какие бы должности они ни занимали. К гвардии прапорщику Вадиму Зыщуку, поверьте, это не относится. Да, это ведь только встречают по одежке (читай, по чинам) — а ценят однополчан по заслугам.
В многодетной семье Зыщук в основе домостроя были дисциплина, любовь к труду, порядку и чистоте. Все эти принципы Вадим постарался спроецировать и на взаимоотношения в своем маленьком коллективе. Его подчиненные — все хорошие и опытные повара — не только добросовестно к своим прямым обязанностям относятся, но и дружно за порядком везде следят.
А как это все начиналось? Надоело смотреть на унылый интерьер, вот и взялись в один прекрасный день сотрудники столовой даже не за ремонт, а за совершенствование места работы, которое со временем каждый из них успел полюбить. А это уже факт: чем больше усилий прикладываешь, пестуя дитя, чем больше заставляет оно тебя волноваться и переживать, тем сильнее к нему привязываешься.
В первую очередь, конечно, навели красоту в обеденном зале. Потом пришел черед кухни, подсобных помещений. Загляните, например, в комнату для нарезки хлеба. Там везде положена новая плитка, освещение удобное, стены и потолок — белоснежные, кажется, стерильные. Недаром начальник медслужбы 38-й гвардейской омоббр гвардии подполковник медицинской службы Дмитрий Дыриков сказал так:
— У тебя, Вадим Николаевич, «хлеборезка» не хуже нашей операционной!
В обновленном классе подготовки поваров регулярно проводятся занятия. Есть в столовой и комната отдыха для поваров, где меня поразил не столько уют (для собственных нужд — никаких излишеств: скромность, удобство и чистота), сколько наличие не одного десятка специальных и художественных книг, среди которых немало произведений классиков — Ивана Тургенева, Алексея Толстого, Константина Симонова и других.
— Читает народ?
— Читает! Такой коллектив подобрался, что в свободную минуту каждый рад в руки книгу взять. Только сколько этих свободных минут выпадает…
Даже самая лучшая домашняя хозяйка вряд ли сможет с ходу вкусно приготовить кушанье на большое количество человек. Тут хоть бы углядеть, чтобы не пригорело или не переварилось что… А вот у подчиненных Вадима Зыщука эта «миссия» вполне выполнима! Опираясь на наработанный опыт, контрактники старший повар гвардии младший сержант Татьяна Паламарчук, повара гвардии ефрейтор Виктор Зыщук, гвардии рядовой Марина Сенюта, а также Вера Свяченая жарят-парят на пятерку, а вдобавок для каждого блюда у них — свои секреты, в основе которых простое условие: вложи душу.
Такое простое? Конечно, нет — тут уж, извините, я немного покривила душой. Если бы это было так легко, при стандартном наборе продуктов, которые постоянно фигурируют в рационе солдат, на выходе всегда и повсеместно должны были быть одинаково вкусные блюда. А это не всегда так…
И искать разгадку только в том, что повара-гвардейцы, чтобы улучшить качество пищи, даже приносят из дома свежий или сушеный укропчик, петрушку или для чая мяту, разумеется, нельзя. Вообще можно ли это объяснить словами — преданность своему делу, любовь к работе?..
К слову, если кто-то из подчиненных вдруг заболеет, к плите без всяких амбиций встанет сам начальник столовой. Держать марку гвардейцы умеют на всех постах! А если вы думаете, что повара — служба околоармейская, то глубоко ошибаетесь. То, что пустое брюхо к науке, в том числе и боевой, глухо, надеюсь, доказывать не надо? А ведь представители продовольственной службы гвардейской мобильной бригады не только смены по 12, а порой и по 24 часа кряду отстаивают у плиты, периодически тратя нервы и здоровье на полигонах, полевых выходах и учениях, но и непосредственно причастны к суровой армейской романтике, объединяясь с сослуживцами во время парашютных прыжков. У Вадима Зыщука, например, уже около четырех десятков таковых. Кстати, сами гвардейские повара каждый последующий прыжок с парашютом особой доблестью для себя не считают: работа, мол, такая.
Возможно, читатели заметили, что у начальника столовой и повара одна и та же фамилия. Да, это родные братья. К слову, в бригаде служит и их старший брат, командир взвода обеспечения — начальник столовой роты охраны и обслуживания 38-й гвардейской омоббр гвардии старший прапорщик Петр Зыщук. Это, возможно, родоначальники будущей армейской династии. Замечательная, с моей точки зрения, тенденция.
…А завершить рассказ о столовой взвода обеспечения 383-го гвардейского отдельного мобильного батальона и ее сотрудниках мне хочется рецептом печеночного торта от братьев Зыщук. Возьмите килограмм печени, обдайте ее кипятком, очистите от пленок и протоков, пропустите через мясорубку. Взбейте три яйца, добавьте в печеночную массу, хорошенько смешайте с двумя-тремя столовыми ложками муки, солью и перцем. Массу жарьте на сливочном масле на небольшой, хорошо разогретой сковороде, аккуратно разравнивая. Теперь каждый блин смажьте майонезом и покройте слоем пассерованных на сливочном масле моркови и репчатого лука (три нашинкованные луковицы и две-три моркови, натертые на крупной терке). Верхний блин, покрыв этими овощами, смажьте майонезом. Печеночный торт готов!
При этом мне хотелось бы привести здесь и совет армейских поваров: рецепт — это партитура и либретто, но настоящий кулинар поет своим голосом. Творческих успехов, армейские повара!
Елена Романова, romanova@vayar.sml.by