«Каляда на санках ад’язджае»
«Каляда на санках ад’язджае»
Народный календарь |
17 января. Именинники: Афанасий, Зосим.
18 января. Именинники: Михей, Аполлинария, Егор.
Вечер накануне Крещения. Снова готовилось обрядовое блюдо из ячневых или других зерен, на стол выставлялись только постные блюда, и название кутьи — «голодная», «водяная», «водопостная», «крещенская»; подавались овсяный кисель, рыба во всех видах, грибная «полiўка», грибы, блины с маком. Поститься в этот день считалось обязательным, потому что «кто придерживается этого правила, тот в течение всего года не съест ничего нечистого в еде». В некоторых белорусских регионах хозяин дома снова, как и на Рождество, призывал к столу Мороза, обращаясь к нему, как к живому существу: «Мароз, Мароз, iдзi куццю есцi. Улетку ў нас не бывай, хлеба нашага не ўбiвай».
После «поснай вячэры» существовала традиция, в соответствии с которой сено, что расстилалось на стол под белую скатерть на Рождество и лежало там все две недели, убиралось. Его относили коровам–кормилицам, так как люди верили, что оно обладает особой силой и поможет увеличить надои молока и уберечь животных от болезней. На стенах всех построек хозяин «пiсаў» кресты, что означало конец Коляд, о чем говорили так: «Каляда на санках ад’язджае».
19 января. Святое Богоявление. Крещение Господне.
Крещение — последний праздник рождественского цикла, «вадохрышча». В этот день в деревнях шли к речным или озерным прорубям, сделанным в виде креста и часто окрашенным свекольным соком по краям. Батюшка освящал прорубь, и по обычаю очень многие окунались в ледяную воду. И хотя иной раз мороз стоял за 30 градусов, никто не только не болел, но даже вылечивался после нескольких таких ныряний. Крещенская вода издревле считалась одной из главных очистительных сил.
Вода служила и служит человеку, и в народе к ней всегда обращались очень уважительно, например: «Вада, вадзiца, Божая памашчнiца». А крещенская вода обладает особой чудодейственной и живительной силой: поэтому ею окропляли новый выстроенный дом, все хозяйственные постройки, пчелиные ульи, а главное, освящали поле перед тем, как бросить в землю зерно. Ее пили при всяких заболеваниях, ею окропляли постель и комнату больного. Времена меняются, но крещенская вода и сегодня поражает нас своими чудесными свойствами. Про что у нас говорили так: «Святое Хрышчэнне ваду хрысцiла, свет ачысцiла i ваду наверх пусцiла».
В нынешнем году синоптики не обещают нам сильных морозов на Крещение, хотя прежде было и так, что вода, выплеснувшаяся из ведра, на лету замерзала и градинами падала на землю.
Зима в разгаре, но солнце уже повернуло на лето, и мороз «трышчы не трышчы, прыйшлi Вадахрышчы, не к Ражству, а к Пятру» — а Петров–то день в июле! Глядя на крещенскую погоду, делали и прогноз на будущее: снег обещал, что в наступившем году будет хороший урожай картофеля, а пчеловоды останутся довольны своим медовым урожаем. Звездная и ясная ночь предвещала просто несметное количество в лесу земляники, черники, клюквы, брусники, а малиной кусты будут буквально усыпаны. Пасмурный день считался показателем того, что хорошим уродится хлеб и все зерновые. Метель и сильный ветер сулили неблагоприятный погодный прогноз на Пасху.
20 января. День памяти Иоанна Крестителя.
По правилам, утром перед завтраком пили крещенскую воду из иордани — так называли все крещенские источники воды: и большие реки, и совсем маленькие речушки, и озера, и кринички. С этого дня у нас в Беларуси начинался период, прозванный «малой свадзебнiцай», — когда снова зашумят свадьбы. Именно Крещение и открывает эту свадебную дистанцию.
21 января. Именинники: Георгий, Емельян, Василиса.
Считали, что полностью «развiтваюцца з Калядамi».
22 января. Именинники: Петр, Филипп.
23 января. Именинники: Егор, Феофан.
По приметам в этот день могут быть сильные ветры. Если же на деревьях появлялся иней — то жди, что весь год окажется дождливым.
Елена ДОВНАР–ЗАПОЛЬСКАЯ.