Суд отказал ОО «Экодом» в праве получить информацию о будущей АЭС
Юрист ОО "Экодом" Сергей Магонов сообщил БелаПАН, что 12 января хозяйственный суд Гродненской области отказал в иске общественного объединения "Экодом", требующего обязать Дирекцию строительства атомной станции предоставить документацию по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) будущей белорусской АЭС.
Напомним, с ноября 2009 года представители "Экодома" безуспешно пытались добиться от Дирекции строительства АЭС предоставления документации по ОВОС в печатном или электронном виде. В феврале 2010 года чиновники предложили экологам прийти в офис для ознакомления с интересующей их информацией. При этом документы были доступны только в рабочее время, выносить их запрещалось.
Между тем, как утверждает Магонов, отказ предоставить документацию по ОВОС будущей АЭС в запрашиваемом виде противозаконен — таким образом нарушаются положения Орхусской конвенции и закона об охране окружающей среды Беларуси.
В июне суд Островецкого района прекратил производство по иску ОО "Экодом" на основании его неподведомственности суду общей юрисдикции и порекомендовал обращаться в хозяйственный суд Гродненской области. 29 декабря иск предварительно рассматривался в этой инстанции. После уточнения позиции сторон, 12 января суд вынес решение отказать в иске ОО "Экодом".
Как сообщил Магонов, мотивированное решение с официальным обоснованием отказа будет подготовлено 17 января. При вынесении вердикта, по мнению юриста, произошло разночтение законодательства. Основным аргументом Дирекции по строительству атомной станции стал тот факт, что в настоящее время ОВОС практически без сокращений размещен на сайте и доступен всем желающим.
По словам Магонова, в то время, когда был сделан запрос общественности, документ отсутствовал на сайте. Кроме того, размещение на сайте является распространением информации, в то время как передача информации по запросу явилась бы именно предоставлением информации, как это регламентировано законодательством. "Размещение экологической информации не освобождает ее обладателя от реализации права на ее получение по запросу", — считает юрист.