Под Брестом стоит такая же церковь, как и в японском городе Хокодатэ
07.01.2011 14:38
—
Новости Общества
Под Брестом стоит такая же церковь, как и в японском городе Хокодатэ
Вот уже второй год кряду поиски рождественской тематики приводят в белорусскую деревеньку Вельямовичи, что в Брестском районе. Помнится, год назад рассказывал о мастере, который изготовил шесть куполов на местный православный храм. Ныне же внимание обратила на себя сама церковь. Дело в том, что у местной обители совершенно неожиданно нашелся храм-близнец. Да где! В японском городе Хакодатэ, который расположен на юге самого северного острова Японии – Хоккайдо.
А открыл японского "двойника" тот самый купольных дел мастер Дмитрий Исайков. Пролистывая на досуге настенный календарь "Православные храмы мира – 2010", Дмитрий неожиданно для себя наткнулся на очень знакомые архитектурные контуры. Еще бы! Ведь он не просто купола для вельямовичской церкви делал, а собственноручно реконструировал каждый сантиметр кровли этого храма. Причем по оригинальным чертежам, которые гродненский архив удивительным образом сам предложил нынешнему настоятелю церкви отцу Анатолию (Пашкевичу).
Взгляните повнимательнее на фото. Чем не близнецы? А если сравнить фото вельямовичской церкви послевоенного времени с японским "двойником" – вообще копия. Даже не верится, что эти храмы разделяют свыше одиннадцати тысяч километров! Когда автор этих строк показал фотографию японской церкви вельямовичскому старожилу, 79-летнему Владимиру Ехалкину, старик без промедления отреагировал: "Наша церковь. Только откуда здесь столько деревьев?"
Почти не сомневался, что обязательно отыщу еще много общего в истории этих храмов. Но увы, на сегодняшний день внешним видом пока сходство и заканчивается.
Храм Вознесения Господня в Вельямовичах старше японского. Его начали возводить в 1868 году на месте обветшавшей деревянной Симеоновской церкви. Строили по проекту архитектора И. Каленкевича. Но полностью завершили лишь три десятилетия спустя – в 1899-м. С приходом советской власти церковь закрыли. А в шестидесятые годы прошлого века воинствующие атеисты решили и вовсе разрушить памятник архитектуры.
Еще в этом разделе
Часовня сквозь века
На минувшей неделе открылся храм-часовня в деревне Луково Малоритского района. Прихожане и спонсоры всем миром собирали средства и вели строительство более трех лет. По преданию, когда-то на этом...
"Неуставные" отношения в монастыре?
Еще свежо в памяти затворничество в пензенской пещере уверовавших в лжемессию. И вот новый скандал в Свято-Боголюбском монастыре поселка Боголюбово Суздальского района Владимирской области...
И засверкал наш купол над Двиной…
По крайней мере, так утверждает настоятель витебского храма Святой Великомученицы Татианы протоиерей Александр Сироткин: "Маковка размерами 4,8 метра в диаметре и 5 метров в высоту – самая большая в...
"Стаскивали купола, рушили стены, – рассказывает Владимир Андреевич. – Но после того, как с участниками варварства начали происходить всякие нехорошие случаи – кому ноги отнимет, кого привалит чем-нибудь – от затеи разрушения отказались. Правда, пробовали еще после этого использовать помещения церкви под амбар. Но все засыпанное туда зерно портилось. С тех пор с дурными мыслями к храму больше не подходили".
В 2004-м настоятелем вельямовичской церкви (вернее, того, что от нее осталось) стал отец Анатолий. Батюшка деятельный, настойчивый, активный. Сложно поверить, но уже в июле 2011 года он планирует торжественно открыть храм. Отметим и тот факт, что отец Анатолий – единственный в Брестской епархии священнослужитель, который отважился… прыгнуть с парашютом.
Церковь же Воскресения Господня в Хакодатэ возвели в 1916 году на месте одноименного сгоревшего православного храма. Удивительно, но автор здешнего архитектурного проекта – японец. Некий Изо Кавамура. Вот здесь-то вопросы и начинаются.
Известно, что подобные проекты церквей ретроспективного русского стиля являлись типовыми во второй половине XIX – начале ХХ веков в Российской империи. Допустим, что тот же Каленкевич взял за основу такой проект и, добавив элементы византийского декора, спроектировал вельямовичский храм. Но как и где осваивал азы русского культового зодчества Кавамура? Как удалось японцу с такой точностью повторить архитектурные мотивы именно вельямовичского храма? Может, все-таки у него был помощник из наших земляков?
Сегодня церковь в Хакодатэ – действующий православный храм, главный символ 280-тысячного портового города.
В 1983 году церковь причислена к ценным культурным объектам и ныне считается достоянием Японии. Естественно, это самое посещаемое туристами место в городе.
Что ж, значит, не за горами то время, когда и от желающих наведаться в Вельямовичи отбоя не будет. Особенно жители Хакодатэ будут стремиться во что бы то ни стало навестить белорусский памятник архитектуры ХIХ века.
Размечтался? А почему бы и нет! Говорят, под Рождество сбываются даже самые невероятные желания.