КУКЛА — АЗИАТСКАЯ, ПРОПИСКА — МИНСКАЯ

Источник материала:  
КУКЛА — АЗИАТСКАЯ, ПРОПИСКА — МИНСКАЯ

Кукла — одна из самых популярных детских игрушек. Сегодня от их разнообразия глаза разбегаются — модельные Барби, коллекционные фарфоровые, милые пупсы, куклы-обереги. Совсем недавно появились азиатские шарнирные куклы, которых назвать просто «игрушкой» язык не поворачивается, потому что рассчитаны они исключительно на взрослых обладателей. Появились они 10 лет назад в Японии, и с тех пор движение BJD (сокращение от Asian Ball Jointed Dolls — азиатские шарнирные куклы) охватило весь мир. Считать Беларусь белым пятном в географии этого явления никак нельзя: недавно в Минске прошла первая выставка БЖД-кукол.
Чем же выделяется шарнирная кукла среди прочих? Способностью видоизменяться и принимать любую позу. Молды (от английского mold — слепок, модель) изготавляют из очень плотного твердого пластика — полиуретана, в быту называемого резиной. Детали куклы — небольшие кусочки полиуретана — соединяются шарнирами и собираются на эластичный шнур. Благодаря этому и достигается подвижность (кстати, нелегкой на вес) куклы. Производятся они в основном в странах Азии: Корее, Китае, Японии. Размеры — от 5-сантиметровой крохи до 90-сантиметрового исполина. Каждая модель создается вручную — этим объясняется особая ценность кукол.
Оттого и отношение к ним особенное — многие владельцы задумывают историю-легенду своей куклы, тщательно проектируют ее облик и лишь затем делают заказ. Образ, начальная отправная точка того, как будет выглядеть кукла, закладывает изготовитель. В фулл-сетной версии (полностью укомплектованной одеждой, аксессуарами и всем необходимым) зачастую существует придуманная легенда и подобран внешний вид так, чтобы подчеркнуть какие-то специфические черты и создать конкретный характер. Но можно поступить по-другому — самому кастомизировать (изменить) куклу, чем и занимается большинство БЖД-шников. На базе голой, чистой куклы они рисуют и собирают именно тот характер, который хотят видеть. И в этом куклы не знают себе равных: они бесконечно могут меняться и никогда не «застывают» в едином образе у владельца, обладающего творческой жилкой. Переделать можно форму лица, глаз, вместо ног приделать сменные лапы или копыта, создавая фантастических существ, вырезать вампирские клыки, сшить костюм, склеить парик — словом, создать нечто неповторимое.
Единственное, чего эти куклы не терпят, — небрежного отношения. От табачного дыма и кухонной копоти они желтеют, чистящие средства должны быть без содержания спирта и ацетона — иначе травмируется роспись лица и тела. Если нечаянно уронил привередливое сокровище — у любимца уже ушибы и травмы: трещины и сколы, ремонтировать которые крайне сложно.
Хотя на сегодняшний день белорусам еще мало что известно об азиатских куклах, но в Минске уже целый год существует клуб любителей этого хобби. Основатель клуба Ирина Гончарик вспоминает:
— Прошлым летом, когда я захотела приобрести себе куклу, столкнулась с множеством вопросов: где купить, как, какую модель. В белорусском Интернете не было никакой информации, не с кем было даже обсудить эту тему. Единомышленников нашла на российском форуме, где и познакомилась с несколькими соотечественниками. Так все и началось. В ноябре минувшего года мы создали сообщество на страничке одного общественного ресурса. Нас было немного, но все же постепенно люди прибавлялись. Активничать владельцы кукол стали с весны 2010 года. Тогда же организаторы фестиваля японской культуры и аниме «Хиган» пригласили нас провести выставку. В октябре на фестивале мы представили 15 кукол. Как оказалось, цифра эта довольно приличная по сравнению с аналогичными выставками в той же России. Сейчас в клубе более 20 человек — хранителей кукол. Этой осенью у клуба открылся официальный сайт с форумом, где мы все общаемся и делимся полезной информацией. Наконец-то информационный пробел об этом прекрасном хобби в нашей стране восполняется.
К выставкам минские БЖД-шники относятся серьезно и творчески. Задумывается идея, история к каждой композиции. К слову, подготовка к хигановской выставке заняла 4 месяца.
Кто же они — счастливые обладатели хрупкого счастья? Оказывается, многие любители этих кукол увлекаются культурой аниме, довольно популярной среди детей и молодежи. Хотя само движение азиатских шарнирных кукол прямого отношения к аниме не имеет, но есть отдельное направление — большеглазые герои аниме-сериалов и манги. Существует также сервис «minime» — эдакий кукольный клон любого существующего или вымышленного персонажа и даже самого владельца.

Живые или не живые?

В доме у хранительницы кукол и по совместительству создателя авторской «шарнирки» Каси Индюковой живут Л. Вальтер Конналь фон Дитрих (ее шарнирный подопечный 63 см ростом) и красавица Лягушечка — маленькая фея-эльф собственного авторства. Вот что рассказала мне Кася о своих подопечных:
— Года два назад по Сети ходила папочка с фотографиями Paranoia doll — стилизованных готических кукол с красивым макияжем, пронзительным взглядом, прекрасными костюмами. Эти куклы сразу вызвали во мне бурю эмоций. «Побродив» по Интернету, наткнулась на шарнирных кукол. Год назад я купила себе шарнирную куклу. Ею и оказался Л. Вальтер Конналь фон Дитрих. Имя такое получилось оттого, что не смогла выбрать из нескольких вариантов подходящее, и пришлось соединить все вместе. Но это, скорее, официальное имя. Домочадцы и друзья зовут его просто Вальтером.
Лягушечка — моя авторская работа. Имя для нее подобралось как-то само по себе. Хотя специального художественного образования у меня нет, периодически находят приступы внезапного креатива: от рисования и до шарнирных кукол. Вообще-то сложностей при создании кукол не слишком много. В Интернете довольно много пособий, где все расписано буквально по шагам. Поэтому с теорией проблем нет. Материалы для творчества заказываю в интернет-магазинчике, в розничной продаже нужные не встречала. «Сырье» может быть разным: папье-маше, полимерная пластика. Самозастывающая пластика, напоминающая гипс, и даже фарфор. Я использую для работы эфапласт. Все лепится, режется, шкурится, раскрашивается и собирается. Кукла готова!
Когда была маленькой, в куклы не играла. Они выглядели неживыми, и ощущения, что с ними можно играть, не было. Хотелось, чтобы кукла была красивой и подвижной. Этим-то меня и привлекли шарнирки.
Называть себя хозяйкой куклы я не люблю. «Хозяйка» — это неправильное слово. Ведь куклой нельзя повелевать, она живет у тебя как гость, как персонаж. Поэтому мы, БЖД-шники, — скорее, хранители кукол.
Существует в БЖД-тусовке разделение хранителей на одушевителей и неодушевителей. Первые считают, что кукла — практически живое существо, со своей душой, характером. Неодушевители относятся к кукле больше как к арт-объекту. Из-за этого в среде БЖД-шников часто возникают разногласия. Случается, что хранитель куклы продает ее, к примеру, из-за нехватки средств. Одушевители возмущаются: как можно продать куклу? Это же просто предательство! Иногда на кукольных форумах поднимаются дискуссии такого плана: кукла обгорела при пожаре, что делать? Кукла, жившая у вас три года, «умерла». Оставить ее или купить другую, абсолютно идентичную? Где находится у куклы душа, то нематериальное, что делает ее «личностью»? Сохранится ли эта «личность» в такой же внешне похожей, но новой кукле?
Себя я изначально относила к убежденным неодушевителям. Но с появлением Вальтера не могу принять, что он просто кусок пластика. Ведь я постоянно его видоизменяю, шью ему одежду. Понимаю, что Вальтер не живой, но все равно не могу видеть, если он сидит некрасиво или неестественно. Скорее всего, важен персонаж, тот образ, что живет в ней, и все, что я собираюсь сделать с куклой, «примеряется» под этот образ. Т.е. будучи живым человеком, поступил бы он так или иначе? Носил бы такую одежду или воротил бы нос?
Мама относится к моему увлечению положительно, хотя и не скрывает, что для двадцатилетнего человека это напрасная трата денег. Обычно Вальтер обитает на полке или рабочем столе. Мама может зайти и спросить: «Что он у тебя без штанов сидит?», а затем начинает одевать его.
Еще есть такое понятие, как БЖД-шный этикет: к куклам в штаны и под платьице не лазить, лицо не трогать. Можно весьма легко повредить нежный макияж куклы, даже не желая того. Голову лучше повернуть, придерживая за уши либо за подбородок и макушку.


Катерина РАДЮК, студентка Института журналистики БГУ
←Спросите у юриста

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика