В поисках утраченного

Источник материала:  

В поисках утраченного

В поисках утраченногоСнежной зимой, жарким ли летом сердце любого усадебного дома — скромного, крестьянского, или роскошного, «барского», — печь. Все равно какая: простая русская, беленая, с большой лежанкой, лаконичная городская грубка, облицованная керамическими плитками, камин в помпезном обрамлении резного камня... Главное — присутствие в очаге живого огня, который дарит человеку спасительное тепло и надежду на пищу насущную. Пожалуй, каждый может рассказать, как это здорово: подойти к натопленной печи и прижаться к ней руками — ощущение, похожее на то, когда берешь еще теплый, только что с пода, дышащий хлеб.


Земли нашей страны, а значит, и люди, жившие на них, наши предки, в силу климатических условий всегда нуждались в дополнительном обогреве. И уже с I — II веков в своих жилищах они ставили печи — но поначалу топившиеся по–черному, без дымоходов. Курные крестьянские хаты просуществовали довольно долго. Такая печь не имела дымохода, и, когда ее разжигали, дым шел прямо в помещение. Нужно было открывать дверь, чтобы не угореть. Но вместе с дымом уходило и тепло, поэтому некоторые хозяева в стене, отделявшей хату от сеней, проделывали дыру. Иногда дыра зияла в потолке — тогда ее закрывали мешковиной. Освещалась хата каменными плошками для сжигания пней (корчей), которую устанавливали на углу печи.


В поисках утраченногоТрудно определить точно, но похоже, что на одном из сегодняшних снимков (там, где стоят черные от сажи горшки) именно такая печь и запечатлена.


И все же с XIX столетия курная хата модернизировалась — в «белую», с печным дымоходом. В основном в домах ставились так называемые русские печи — они служили и для обогрева, и для выпечки хлеба, приготовления горячей еды, корма скоту, использовались для сушки всего того, что требовалось просушить и высушить. В некоторых районах Белоруссии в протопленной, еще теплой печи мылись, сельские гончары обжигали в ней глиняную посуду.


Конечно же, печное искусство белорусов далеко не ограничивалось скромными селянскими печами. У нас умели класть замечательные, сложные печи. И не только класть, но и искусно украшать. Конечно, шедевры печных дел мастеров все больше встречались в богатых домах. Еще во времена ВКЛ мастера с белорусских территорий отправлялись в Русское государство учить тамошних ремесленников непростому искусству изготовления рельефных многоцветных изразцов для облицовки печей. Белорусы привезли с собой секреты изготовления глухих оловянных эмалей четырех цветов: белого, желтого, бирюзово–зеленого и синего. Кроме эмалей, они применяли прозрачную поливу коричневатого цвета, которая на красном черепке изразца давала красивые коричневые оттенки. Новшеством была и прямоугольная форма лицевой пластины изразца, не применявшаяся на Руси до приезда белорусских мастеров. Даже в Кремле были печи, отделанные «кафлей», которая вышла из рук белорусских умельцев.


В поисках утраченногоВ состоятельных домах и «рабочие» русские печи выполнялись по всем правилам и с размахом. Такая печь на снимке, сделанном в местечке Рось нынешнего Волковысского района Гродненской области. Более того, здесь запечатлена почти театральная сценка. Вполне вероятно, что дело разворачивается на большой кухне дворца Потоцких. Возле печи стоит кухарка, а на скамье вальяжно расположился щеголь–управляющий или некто еще из верхушки дворцовой обслуги. Даже ему — в бабочке и до зеркального блеска начищенных сапогах — хочется быть поближе к теплу и еде, к печи.


Традиционно печи имели несколько дополнительных элементов. Самый известный — полати: настил из досок, на котором спали. Крепились они к стене возле самой печи, чтобы тепло было спать.


В поисках утраченногоХорошую печь обычно клали на кирпичном фундаменте, которому предшествовало глинобитное, срубное и на кряжах — «штандарах», основание. В подпечке держали зимой кур. Углубление под подпечком — подшесток — служило для кухонной утвари. Передняя часть пода, от края до устья, — «чалесники», шесток. Сбоку на шестке печурка («ямка»), куда сгребали жар. Сводчатая внутренняя часть печи — «небо». Ровная глинобитная площадка на печи — лежанка, «чарень»: там спали дети и старики, там сушили одежду, зерно. За лежанкой — дымовая труба.


Для сохранения тепла устье печи закрывали заслонкой, а дымоход перекрывали вьюшкой, служившей также регулятором тяги. Нередко с печью общим дымоходом соединялась грубка: небольшая печка для отопления помещений, которую клали из обожженного кирпича (раньше из сырца), поверхность обмазывали глиной, белили или покрывали кафелем.


В поисках утраченногоУ печи издавна, да и теперь в сельских домах, стояли и стоят кочерга, ухват для чугунов (вилки), чепела — ухват для сковороды.


Если брать исторический вариант организации белорусской хаты, то по диагонали от печи был красный угол, покуть, где висела икона, убранная вышитыми красными рушниками, — своего рода домашний алтарь.


С печью связано множество народных поверий и обрядов. Так, к одному из печных углов пристраивали деревянный столб (видно и на некоторых сегодняшних иллюстрациях), который по древним представлениям считался вместилищем духов предков и особо почитался у белорусов. При переезде семьи в новый дом брали с собой тлеющие угли из прежнего очага. Молодая жена по прибытии в дом мужа кланялась печи и прислонялась к ней руками в знак породнения с новой семьей. Вообще, печь и печной, или бабий, угол были исключительно женским пространством в избе, пребывание там мужчин считалось недопустимым. В пословицах и загадках, где печь уподобляется человеку, ассоциации идут именно с женщиной. Вспомните хотя бы известные всем нам с детства сказки.


В поисках утраченногоО необыкновенно важном месте печи в народном фольклоре свидетельствует и тот легендарный факт, что главный славянский богатырь Илья Муромец 33 года на печи сидел — а потом слез с нее, набравшись сил, и одолел всех врагов и супостатов.


Домовой — у славян дух–покровитель дома — тоже облюбовал печь. Среди основных мест его обитания — укромные уголки за печью или печной трубой. Многие были уверены, что домового можно увидеть в Чистый четверг или на Пасху после заутрени, сидящим за печной трубой на чердаке. Между прочим, без такого охранителя дом воспринимался как непригодный для жилья. Поэтому кое–где при переходе в новое жилище «забирали» с собой и домового — следить за порядком и дальше. Перевозили его в старом лапте, наполненном сором из старого дома. В отличие от лешего домовой не считается нечистью — он не боится креста и упоминания Божьего имени. Вот такие страсти из–под печки!


Подготовила Алина КОЛЕСНИКОВА.


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

←Лукашенко: Послушаю одних, послушаю других, самого себя, две капли выпью шампанского или какого-то там красного вина — на этом весь Новый год

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика