Летопись главного католического храма Беларуси возвращает нас в год 1700. Заручившись поддержкой знати и минского старосты Кристофа Завиши, орден иезуитов приступил к возведению костела. Храм вошел в комплекс иезуитского коллегиума, который в то время считался значимым образовательным центром города, сообщает корреспондент телекомпании «Столичное телевидение».
Десять лет спустя Виленский бискуп Констанций Бжастовский освятил костел именем Иесуса, Марии и святой Барбары. Но достройка и отделка здания продолжалась еще десятилетия.
В 1732 году в небо устремились две башни костела. Каждая из них имела свое предназначение: на одной установили часы, которые по свидетельству летописи должны были «показывать часы и дни, чтобы известно было всякое время», а на другой колокола – чтобы созывать народ».
К храму примыкали две каплицы: слева – святой Троицы, справа – святого Фелициана, который считается покровителем Минска. Здесь хранились реликвии мученика, подаренные храму Папой Климентом 11. В этой же каплице был похоронен Кристоф Завиши.
О богатом убранстве костела говорят инвентарные книги и фотографии начала века. Интерьер расписывали известные мастера своего времени. Декор стен, колонн, пилястр напоминал монументальную живопись древнего Рима. Храм украшали деревянные фигуры апостолов и множество алтарей. Здесь находились великолепные полотна, среди которых были работы Олешкевича и Чеховича.
Уже в конце 50-х годов позапрошлого столетия архитектурный комплекс подвергся серьезным перестройкам.
С приходом советской власти деятельность храма начала угасать. Официальный документ о закрытии святыни был издан в 1930 году. И только после 1939 года костел изредка открывали для верующих. Работал он и некоторое время после начала войны.
Среди руин видны две башни храма – символы несломленного духа Минска. Но в 40-50-е годы строили новый советский город. Здание бывшего костела передали спортивному обществу «Спартак». Реконструкция стерла все черты храма: исчезли башни, были разрушены и уничтожены алтари, сообщает корреспондент телекомпании «Столичное телевидение».
Костел вернулся верующим только в начале 1990-х. В удручающем состоянии.
Ксендз Антоний Климантович, настоятель архикафедрального костела Пресвятой Девый Марии:
Когда костел закрывали, было захоронений было уничтожено. Многое было вывезено и не известно куда. Относительно того, чтобы было найдено удивительного, то это, конечно, шедевр Восточной Европы – это фрески. Главная перед алатарем.
По старинным чертежам и гравюрам началось воскрешение храма. Его восстановили по истине всем миром. Восьмитонный орган – дар епископата Австрии. Икону девы Марии и фигуры апостолов Петра и Павла привезли из Италии. Повторное освещение костела состоялось 21 октября 1997 года, сообщает корреспондент телекомпании «Столичное телевидение».
Ксендз Антоний Климантович, настоятель архикафедрального костела Пресвятой Девый Марии:
Реставрация еще не закончена, потому что есть еще 100 метров квадратных фресок, которые до сих пор находятся под штукатуркой. Планируем еще сделать алтари, украсить их.
Пережив годы ненастий и забвенья, храм выстоял как символ веры и жизни.