Белорусской школе не хватает мужчин

Источник материала:  
23.12.2010 17:32 — Новости Общества


Белорусской школе не хватает престижа учительской профессии и мужчин. Конкурса в педагогические вузы практически нет, а зарплата учителей хоть и увеличивается, но остается невысокой. Министр образования призывает искать новые способы поощрения педагогов — мол, в школах никогда не будут зарабатывать очень много.

Белорусской школе не хватает мужчин

В главной кузнице учительских кадров — Белорусском государственном педагогическом университете — в последние годы конкурс для поступающих стал редким явлением, а там, где он все же был, проходные баллы оказались очень низкими.

Нет соревнования между абитуриентами — и студентами становятся вчерашние школьники с посредственными оценками. Низкие баллы при поступлении означают трудности в обучении и слабый уровень подготовки будущих педагогов. В результате — замкнутый круг. Слабые учителя будут готовить плохих учеников, что может стать причиной падения уровня образования в стране в целом.

Заместитель министра образования Казимир Фарино на коллегии ведомства 23 декабря сказал, что в следующую вступительную кампанию возникнет проблема с набором на филологический факультет БГУ. Фарино отмечает, что в классических университетах ориентировать студентов на педагогические специальности очень непросто.

«Когда абитуриент набирает 380 баллов, — говорит министр образования Александр Радьков, — он поступает в БГУ на факультет прикладной математики, экономики или другие. То, что есть возможность выбирать, это цивилизованно. Однако люди спрашивают, как так получилось, что на педагогические специальности поступают с самыми низкими баллами? Конечно, здесь во многом подогревает ситуацию пресса. Отмечу — конкурса на физмат в педагогические вузы не было никогда. Около 60% абитуриентов получали «2» за письменную работу. Однако средний балл аттестата абитуриентов был всегда высоким даже в сравнении с истфаком и другими факультетами».

Итак, как поднять престиж учительской профессии?

Министр образования считает, что молодежь нужно убеждать, что работать учителем — это просто счастье. А если престижа у учительской специальности нет, то это катастрофа: «Тогда нужно ломать программу и ставить эту проблему во главу угла. Если не придут толковые люди с гражданской позицией в учительство, тогда грош цена всей нашей работе».

Замминистра Казимир Фарино успокоил своего руководителя — мол, престиж есть, только его мало.

Отметим, что Фарино не сделал открытия, говоря о недостаточно высоком социальном статусе учителей. Об этом неоднократно говорил, например, председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Владимир Зданович, имеющий, к слову, более 35 лет педагогического стажа. Он отмечал, что обеспокоен маленьким конкурсом на педагогические специальности.

«Тем не менее, считаю, что необходимо отсеивать тех, кто не готов работать в школе. На мой взгляд, при приеме на педагогические специальности необходимо ввести профессионально-психологическое тестирование», — считает Зданович.

По мнению Казимира Фарино, престиж педагогических работников нужно поднимать через поиск склонных к педагогике детей, через конкурсы профессионального мастерства, которые активно проводятся в Беларуси. Нужно развивать педагогическую науку и, что немаловажно, поднимать зарплату учителям

Министр образования, подчеркнув, что зарплаты учителей должны быть достойными, отметил: «Нужно понимать, что такой зарплаты, как у блестящего хирурга, программиста или бизнесмена у учителя не будет никогда. Значит, нам искать способ найти людей, которые получают удовольствие от учительства и поддерживать их нормальной заработной платой».

По данным Министерства образования, в целом по отрасли за 10 месяцев 2010 года зарплата составила 809 тысяч рублей. Среднемесячная зарплата педагогических работников (кроме профессорско-преподавательского состава) за этот период составила 877,9 тысячи рублей (66,5% от уровня в промышленности), учителей — 932,5 тысячи рублей (70,7% от уровня в промышленности).

Такая небольшая зарплата и достаточно серьезная эмоциональная нагрузка и ответственность школьных учителей отпугивает от педагогики мужчин. В настоящее время только около 15% учителей в школах — мужчины. Многие из них, добиваясь определенных успехов, уходят из школы

Директор гимназии № 3 Могилева Игорь Якименко (удостаивался звания «Учитель года» в 2004 году) считает, что учить — это мужская работа, и неправильно, что в белорусской школе так много женщин.

«Мне кажется, что лучше, если учитель труда, истории и физики — мужчина. На мой взгляд, логично, когда точные науки преподает мужчина. В школе будет соблюден гендерный баланс, если учителям будут платить достойную зарплату. Пока в школе работают только мужчины-фанаты. И все же учитель — это профессия, достойная мужчины. Право обучать всегда принадлежало ему. Поэтому я и собираю по крупицам своих хороших учителей-мужчин. Как результат, 10% учителей в нашей гимназии — мужчины», — сказал он Naviny.by.

«Мужики катастрофически вымываются из системы образования, в том числе из вузов», — говоря о гендерном дисбалансе в белорусском образовании, заявил Александр Радьков. Это выражается в том, что и труд, и другие технические дисциплины во многих школах и ПТУ преподают женщины.

«Мужчин в школах должно быть хотя бы как в Финляндии — половина. В таком случае были бы нормальные педагогические коллективы. Думаю, что эта проблема является ключевой и значимой в целом для системы образования», — отметил Казимир Фарино.

Неплохо было бы при этом, чтобы учителя в наших школах зарабатывали хотя бы половину того, что получают финские школьные учителя. Учительская зарплата там около 1500 евро.



Елена СПАСЮК

←Олигарх Прохоров получает зарплату, равную минимальному размеру оплаты труда

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика