ЗИМНИЙ КУРОРТ СТАЛ АКУЛЬЕЙ ВОТЧИНОЙ?!

Источник материала:  
ЗИМНИЙ КУРОРТ СТАЛ АКУЛЬЕЙ ВОТЧИНОЙ?!

Египет всегда был привлекательной страной для туристов всего мира. Особенно в студеное время года, когда хочется ласкового солнца и теплого моря. Однако в конце ноября этого года СМИ запестрели шокирующими сообщениями о том, что на курорте Шарм-эль-Шейх акула серьезно покалечила четырех туристов из России и Украины, плававших в море недалеко (!) от пляжа. Несчастным отдыхающим «рыбки» откусили руки. Позднее появились сообщения и о других аналогичных случаях, вплоть до летальных исходов.

Сразу же родились самые разные версии насчет удивительного поведения морских созданий, которые, как правило, так близко к берегу не подплывают. От экологических — дескать, это природа дает сбой, до политических — мол, силы израильского Моссада вредят таким образом процветанию Египта. Также сообщалось, что некоторые турфирмы, организующие отдых и развлечения для туристов в Египте, специально приманивают акул к берегу, так как туристы любят фотографироваться с морскими хищниками. Поэтому сотрудники некоторых турфирм бросают в воду мертвых овец, чтобы приманить хищников.
Как бы то ни было, после массовых всплесков возмущений о бездействии египетских властей в стране фараонов и пирамид уже в начале декабря закрыли чуть ли не все пляжи этого курорта, оставив открытыми лишь три, находящиеся за пределами Шарм-эль-Шейха. Вдобавок постановили ввести новую должность — смотрящих за акулами. В этот штат было решено набирать только членов центров дайвинга и отелей, им и отводилась роль слежения за появлением акул в районе египетских пляжей, чтобы вовремя оповестить отдыхающих и предупредить их о нависшей опасности.
Казалось бы, вот и чудесно, во всем разобрались, и, перефразируя поговорку, акулы, простите за цинизм, уже сыты, а овцы, то бишь потенциальные туристы, будут целы. По крайней мере, до выяснения — что да как с этими акулами приключилось.
Но не так прост туристический бизнес, в котором туристы как раз в роли овец и выступают… К нам в редакцию посыпались вопросы взволнованных читателей. «Собрались с ребенком отдохнуть перед Новым годом, и уже была куплена путевка в Шарм, а тут услышали про акул, хотим вернуть деньги, а туроператор не соглашается. Это разве законно?»; «Если меня не дай бог укусит акула в Египте, мне страховщики вообще лечение оплатят?»; «Почему цены на путевки не падают, ведь появилось серьезное препятствие к отдыху — фактически запрет на купание. Зачем еще тот Египет зимой нужен, если нельзя плавать?». И так далее и тому подобное.
Белорусские туристические компании отреагировали на подобные вопросы своеобразно, тем не менее, заверяя, что цены на путевки в зимний Египет снижаться не будут, хотя звонит огромное количество людей в надежде на такую «милость». Кроме того, представители крупнейших туркомпаний столицы публично заявили о том, что «наличие акул — это нормальное состояние для Красного моря. Это животный мир, который там присутствует. И люди, которые едут в поездку в Шарм-эль-Шейх, в Хургаду, в какое-либо другое место, знают о том, что в Красном море акулы водятся. Некоторые туристы даже с восхищением говорили: «О, там такой хороший отель, там рифовые акулы плавают». Даже некоторые отели пишут, что у них есть рифовые акулы, которые не трогают людей, на них просто приятно посмотреть. Но никто не может сказать, почему сейчас возникают такие ситуации и так ли это было на самом деле, как пишется в СМИ. Раньше не было такого массового явления. Возможно, это какая-то методика рекламы».
Каково? Откусить человеку руку — это теперь считается рекламным трюком? Или мы «друг друга неправильно поняли»? Ничего себе, хорошенький двигатель торговли! А что же делать тем, кому эти трюки «до сиреневой звезды» и хотелось бы вернуть потраченные средства за уже купленный зимний рай?
Представители белорусского общества защиты прав потребителей сочли, что таким клиентам турфирмы обязаны вернуть денежку, не задавая лишних вопросов, а лишь увидев в договоре «место пребывания: курорт Шарм-эль-Шейх». Представители также уверены, что купившие путевку могут обратиться и к туроператору, и к турагенту, но только по зоне Египта — Шарм-эль-Шейху — в отношении расторжения договора и возврата всей суммы денежных средств ввиду невозможности обеспечения безопасности. Ведь по Шарм-эль-Шейху никаких официальных заявлений со стороны государственных органов Египта о том, что данная угроза целиком и полностью миновала, пока не прозвучало. И специалисты из данного общества вполне закономерно полагают, что все-таки инвалидность и гибель туристов — это достаточно веские основания для того, чтобы передумавшим ехать на злополучный курорт возместили ущерб в полном объеме. И я со специалистами абсолютно согласна!
Но, как говорится, «своя рубашка ближе к телу», и представители туристического бизнеса хитро вырулили из запутанной ситуации, не скрывая, что «мы тоже советовались с юристами на этот счет. Полный возврат денежных средств возможен при наступлении обстоятельств непреодолимой силы. Согласно статье 372 Гражданского кодекса, понятие непреодолимой силы включает два признака: чрезвычайность и непредотвратимость. Согласно словарю Даля, дается пояснение, что такое чрезвычайность: это необычное, из ряда вон выходящее действие или какие-то происходящие события. О том, что акулы присутствуют в Красном море на курорте Шарм-эль-Шейха, Хургады или какого-то другого курорта, известно всем и всегда. Об этом печатается и в каталогах отелей, и туроператоры оповещают об этом. Одна из составляющих уже не выполняется. Кроме того, согласно Гражданскому кодексу, турист всегда вправе отказаться от своего путешествия, оплатив понесенные затраты оператора. Выставляется какая-то аннуляция, оператор решает, будет это 0%, 5%, может быть, 90% удержания, а может быть и 100%».
Вот как? Хм, странно. Я тоже отдыхала в Египте и, предварительно обзванивая многочисленные туристические компании, ни разу (!) не услышала слово «акулы». Да и позже, уже при подписании договора в агентстве, про этих милых рыбешек там никто даже не заикнулся. Ни в качестве рекламного трюка, ни без оного!
Достаточно скользкую позицию заняли и страховщики. Они полагают, что, конечно, базовая страховка для туриста — это базовая страховка. Несмотря на то, что она, как правило, покрывает в достаточном объеме все события, все-таки ситуации бывают разные. И предлагают рассмотреть возможность где-то достраховаться и увеличить страховую сумму, чтобы быть полностью уверенным за границей. Несмотря на то, что 95% случаев попадает под эту страховку, но 5% все-таки остается. И не думайте, что 5% — такая уж маленькая цифра на общем фоне. По последним данным и сведениям, касающимся российских туристов, для некоторых случаев этой страховки оказалось недостаточно, чтобы обеспечить лечение и транспортировку в Россию для продолжения лечения.
Сейчас у нас в стране минимальная страховка, которая входит в турпакет, обычно покрывает 20 тысяч долларов страхового покрытия. Но сами туристические компании советуют своим туристам достраховываться на максимальную сумму — на 70 тысяч долларов, так сказать, во избежание… Также некоторые представители страховых компаний утверждают, что обычная страховка не действует в случае гибели туриста от укуса акулы и оплачивает только лечение, а в случае смерти никаких выплат его семье не происходит. Поэтому и предлагают дополнительно купить полис страхования от несчастного случая, чтобы полностью обезопасить свою семью и взять для нее финансовую защиту на всякий пожарный.
…Что ж, дорогие соотечественники, ехать или нет на золотые пляжи Египта, омраченные тенями плавников в прозрачной воде, — решать вам. Тем же, кто все-таки надумает сдать свои путевки и получит отрицательный ответ, лишь скажу, что российские власти на этот счет высказались весьма категорично. И заартачившимся туроператорам, отказавшимся вернуть деньги, сделали соответствующее замечание. Роспотребнадзор считает рассуждения Ассоциации туроператоров России о невозможности полной компенсации стоимости туров в Египет безответственными, вводящими в заблуждение и непрофессиональными. При этом Роспотребнадзор ссылается на закон «Об основах туристской деятельности» и требует от туроператоров полного возмещения стоимости туров. Комментарии, как говорится, излишни.


Ольга КОСТЮКЕВИЧ
←«Рэспубліка» в кругу друзей

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика