Доброго пути, ОЗПМ!

Источник материала:  

Пинскому опытному заводу путевых машин с помощью самой современной техники удается содержать в надлежащем состоянии все стальные магистрали Беларуси

Сегодня старейшее предприятие Белорусской железной дороги, отметившее в этом году 125-летие, стало одним из отечественных лидеров по внедрению достижений научно-технического прогресса.

Пусть не обижаются путейцы, но еще несколько десятилетий назад у них существовал довольно неприглядный бренд – женщина на рельсах с ломом или киркой в выцветшей рабочей безрукавке поверх телогрейки. Традиция идти на тяжелую работу самой низкой квалификации в железнодорожном ведомстве у представительниц прекрасного пола появилась в послевоенные годы, когда мужчин в стране просто не хватало. А вот сохранилась вплоть до распада СССР. Нынче в Беларуси даже мужчин, вручную ремонтирующих рельсовый путь, увидишь редко, а на железнодорожной магистрали главного хода, связывающей Брест с Москвой, их давно нет и в помине. Здесь везде трудятся машины, самые современные из которых принадлежат Пинскому опытному заводу путевых машин (ОЗПМ-Пинск).

Еще в союзную бытность в Свердловске, Калуге и Кирове начали производить специальные машины, способные приводить в порядок железнодорожные пути без применения ручного труда, но они были несовершенны и не всегда отвечали требованиям времени. Поэтому Белорусская железная дорога с целью добротного содержания магистралей обратила свои взоры на всемирно признанного лидера производителей путевой техники – австрийскую фирму «Плассер и Тойлер». Именно у нее решено было приобретать специальные машины, но сразу же возник вопрос о том, в чье распоряжение отдавать эти уникальные приобретения. Обеспечивать каждое из шести отделений «чугунки» такими высокопроизводительными и дорогостоящими агрегатами не было экономической целесообразности, да и деньги на это найти было проблематично. Вот и вспомнили тогда о единственном в своем роде и старейшем заводе Белорусской железной дороги в Пинске, специализирующемся на ремонте спецтехники еще с 1885 года. Это предприятие решено было сделать базовым в осуществлении государственных планов по совершенствованию отечественных железнодорожных магистралей с учетом нарастающих транзитных требований и нагрузок в международных масштабах. Именно сюда и приходят вот уже более полутора десятков лет из Австрии машины, благодаря которым весь железнодорожный путь поддерживается в должном состоянии. Одно из последних приобретений дороги – выправочно-подбивочно-рихтовочная машина ВПР-09-3Х, которую по наличию латинской буквы в аббревиатуре называют в обиходе «три икса».

«Это значит, что, двигаясь по рельсам в рабочем режиме, она может одновременно подбивать три шпалы, — рассказывает командир ее экипажа Анатолий Коцура. – Подбивать и уплотнять основу из щебня под ними. Предыдущие поколения ВПР на ходу в автоматическом режиме делали это сначала с одной шпалой, потом с двумя. Сегодня в Австрии уже создан агрегат, подбивающий сразу четыре шпалы. Нам пока достаточно и трех. «Три икса» в таком рабочем режиме за два часа проходит три километра пути».

Но, кроме подбивки шпал, машина делает на ходу еще пять операций. Главная из них – профилактическая оценка состояния пути. Оказывается, под нагрузкой составов рельсы могут сдвигаться вправо или влево, прогибаться или, наоборот, подниматься над общим заданным уровнем, менять нужный радиус полукруга на поворотах. За всем этим и следит при помощи сложнейшей компьютерной и лазерной техники универсальная машина, постоянно курсируя по железнодорожному пути от Бреста до Орши и устраняя обнаруженные дефекты. В экипаже — восемь специалистов. Работают они в две смены, длящиеся по полмесяца. Анатолий Коцура живет в Бресте, его трудовая книжка находится в отделе кадров Пинского опытного завода путевых машин, а работает, можно сказать, по всей Беларуси, от одного ее края до другого.

Такая специализация, пришедшая на предприятие в конце минувшего века, привела к тому, что около 88 % от общего объема работ составляет сегодня та, которую делают посланцы завода далеко от его проходной. Она дает приличный доход. Только агрегат «три икса» по итогам года, предположительно, заработает свыше 2,2 миллиарда рублей.

С учетом такой доходности и уникальности новой специализации старого завода можно предположить, что вышеназванные результаты будут стремительно расти. Но директор предприятия Иван Грудько считает, что этого не произойдет, потому что на заводе с каждым годом увеличиваются объемы ремонта техники структурных подразделений отечественного железнодорожного ведомства. К тому же постоянно расширяется собственный парк ремонтно-путевых машин, и это заставляет думать о создании соответствующего цеха по их ремонту. Высокий уровень технологичности и производительности труда позволяет заводчанам участвовать в решении не только железнодорожных, но и общенациональных задач. Здесь уже давно налажен выпуск деталей к сельскохозяйственным машинам, ассортимент которых постоянно расширяется.

Вот почему по уровню развития и благосостояния Пинский ОЗПМ превосходит многие предприятия республики. Традиции такой самодостаточности имеют глубокие корни. Еще в самом начале минувшего века пинские железнодорожные мастерские, с которых начинался завод, в царской России по технической оснащенности и численности работающих не имели себе равных. Теперь здесь берут больше не числом, а умением. Заводчане успевают за поступью научно-технического прогресса, вкладывая в это собственные средства, но и экономят их, пользуясь его же достижениями. В прошлом году, например, на крыше одного из зданий предприятия появились солнечные батареи, которые в нынешнем уже окупили себя. Солнце нагревает для технических и бытовых нужд воду до температуры, достаточной, чтобы отказаться от услуг местной ТЭЦ. Зимой по утрам здесь люди не мерзнут, дожидаясь, когда придет тепло.

На рубеже XIX—XX веков появившаяся в регионе железная дорога отняла часть работы у речных путей и изрядно перекроила карту Полесья. Она перевела многие значимые города, стоящие на реках, в разряд провинциальных, а тем небольшим населенным пунктам, которые оказались на ее пути, дала толчок для стремительного развития. Сегодня белорусские железнодорожники делают все возможное, чтобы транзитные грузы перемещались из Европы в Азию и с севера на юг по стальным магистралям Беларуси, России, Украины и других стран. Свой вклад в это важное дело вносит и Пинский опытный завод путевых машин. Сохраняя традиции прошлого, на предприятии с уверенностью смотрят в будущее.

Фото: Сергей КОВАЛЕВ

←В роли скакалки — девичья коса. Турнир “Бэби кап” стал ступенькой в большой спорт для многих гимнасток

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика