Эх, валенки…
Смиловичская валяльно-войлочная фабрика вводит новую зимнюю моду
Английское слово «бренд» означает популярную торговую марку или товарный знак, производящий впечатление и отпечатывающийся в памяти. Тракторы «Беларус», МАЗы, БелАЗы, продукция «Милавицы», изделия изо льна и соломки – эти белорусские бренды знают многие. Не исключено, что в этом ряду скоро появится еще один товар – валенки, сделанные в поселке Смиловичи Червенского района.
Для директора ОАО «Смиловичская валяльно-войлочная фабрика» Василия Сабана финансово-экономический кризис 2009 года – третий по счету, который пришлось ему пережить в этой должности. И не просто пережить, а настойчиво и долго искать выход из сложнейшей ситуации, в которой всякий раз оказывалось его уникальное предприятие. Единственным выходом для своей фабрики (думаю, что он имеет право так ее называть, ведь 38 лет из своих 55 он работает здесь. – Прим. автора) в условиях кризиса еще в начале 90-х годов прошлого века он посчитал частичное перепрофилирование производства и создание альтернативных рабочих мест. Обучили работников специальностям мебельщиков и швей, открыли соответствующие направления, в результате чего в летний период до 60 процентов изготавливаемой здесь продукции было заменено другими товарами народного потребления. В результате удалось сохранить трудовой коллектив, рабочие места. Развивая швейное и мебельное производство, параллельно провели модернизацию производства валенок, расширили ассортимент выпускаемой из шерсти продукции, увеличили ее поставки на внутренний рынок. К этому же испытанному методу борьбы с кризисом прибегли и в 2009 году.
— Место прогрессу и развитию есть и в этой старейшей отрасли, — Василий Сабан рассматривает черно-белые снимки 50—60-х годов, где запечатлены громоздкие валенки с калошами, полуразрушенные деревянные здания фабрики. — В 1928 году, а это год создания фабрики, Смиловичская артель делала в день всего по 8—10 пар валяной обуви, сегодня — в десять раз больше. Да и качество валенок за восемь десятилетий изменилось: сегодня они по весу легче, мягче, с разноцветной меховой опушкой, светоотражающей полосой и украшены аппликацией. Меня как директора радует тот факт, что за последние годы фабрика не получила ни одной рекламации. Детские валеночки мы делаем с легкими прозрачными калошами, а валенки для взрослых вместо прежних черных скользких калош имеют рифленую подошву из светлого полиуретана. Сейчас работаем над тем, как сделать женские валенки еще более привлекательными и модными – на невысоком каблучке, поэтому совместно с одной обувной белорусской фабрикой занимаемся разработкой новой колодки.
История валенок насчитывает более двух столетий, но эта продукция по-прежнему нужна людям: сельским жителям, строителям, военным, металлургам, любителям подледной рыбалки. В последние годы смиловичскую продукцию с удовольствием носят модницы и детки. Причем не только в нашей Беларуси, но и далеко за ее пределами – в России, странах Балтии, Украине, Финляндии… В советские времена на просторах СССР было около трех десятков предприятий, выпускающих валенки, и еще пару лет назад комбинат в Казани изготавливал до 4 млн. пар валенок в год. Сегодня, после кризиса, в России практически все производство валяной обуви, как говорится, сошло на нет. Смиловичская фабрика является единственным в республике и одним из немногих сохранившихся на просторах СНГ производителем валенок. До 80 % продукции предприятия уходит на российский рынок, около 10 % — в страны Балтии, 6 % — в Украину. Выручка от экспорта продукции за 9 месяцев 2009 года составила 216 тыс. долл., за аналогичный период этого года – уже свыше 403 тыс. долл. Показатель рентабельности реализованной продукции год назад составлял 1,87 %, а сегодня — 3,36 %.
На предприятии ассортимент продукции из овечьей шерсти насчитывает 37 наименований — валенки для взрослых и детей, технический войлок, шерстяные одеяла и подушки, банные комплекты… Переработка шерсти в год составляет более 800 тонн. Основные поставщики сырья – Россия, Узбекистан, Казахстан и Туркменистан. Предприятию удалось не только избежать банкротства и выстоять, но и значительно прибавить в традиционном производстве.
Процесс производства валенок трудоемкий – он включает в себя 36 операций, механизировано только несколько из них, остальные – это ручной труд. Условия труда на отдельных рабочих местах неблагоприятные (высокая температура, влажность), но за последние годы здесь не было зафиксировано ни одного случая профессионального заболевания.
В 2011 году предприятие планирует активизировать работу на внутреннем рынке. Директор утверждает, что белорусским потребителям готовы поставлять любое количество валенок. Однако разворотливость торговли оставляет желать лучшего, а желающих приобрести валенки много. Когда я была на фабрике, в фирменном магазине у кассы стояла очередь, и у каждого покупателя в руках было по две-три пары валенок.
…Осенью мне позвонила сестра из Тольятти: «Купи для меня и моей внучки Лерочки белорусские валенки. Всю прошлую зиму жена нашего мэра щеголяла в ваших валенках, и все ей так завидовали! Она их в Москве купила на какой-то выставке». Поехала в Смиловичи за валенками для сестры и не смогла удержаться от покупок для себя и своей семьи. Красиво, тепло, к тому же валенки – это экологически чистый товар, ведь они изготавливаются из чистой овечьей шерсти, без каких-либо добавок, синтетического клея и т.д. И еще подумалось о том, что, может быть, в смиловичских валенках потому тепло и комфортно, что они сделаны с любовью и хранят тепло рук своих создателей. Так что пусть и мне по-доброму завидуют все, кто увидит меня в смиловичских валенках!
Галина ТРОФИМЕНКО, пресс-секретарь председателя Минского облисполкома
На снимке: директор фабрики Василий Сабан знакомит с продукцией предприятия члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Антонину МОРОВУ.
Фото: Галина ТРОФИМЕНКО