«ПРОГРАММИСТЫ МЕНЯ НЕДОЛЮБЛИВАЮТ»
Что можно сделать с компьютером, если он безнадежно устарел или попросту не подлежит восстановлению? Вариантов немного: отнести на свалку, отдать другу-технарю или…подарить минчанке с редким именем Арсения. Эта девушка создает удивительные, изящные украшения. Да-да, из «компьютерного старья».
Дамы, читающие эту статью, признайтесь: многие из вас были бы рады получить в подарок на Новый год мини-дрель? Не уверена. А вот для Арсении Клещенок такой презент стал лучшим на свете, потому что…
—… потому что мини-дрелью (или дремелем) можно и сверлить, и вырезать, и гравировать, — улыбается мастерица. — У меня дома уже целый «боекомплект» для создания IT-бижутерии. В свою комнату я прихожу как в мастерскую. Даже фильм просто посмотреть не могу, обязательно надо попутно что-то крутить-вертеть.
У Арсении с детства в лучших друзьях значились мальчишки, и она не вылезала из гаражей, постоянно ковыряясь в автомобилях и мотоциклах. Но девочка подросла, и пришел черед выбирать профессию. Попробовала выучиться на теплоэнергетика — не сложилось, загорелась стать автослесарем, но преподаватели покрутили у виска, мол, куда ты, милая, лезешь, не женское это дело. «Ладно», — вздохнула Клещенок и надела халат продавца. Тем не менее, получив «корочку», в которой значилось «товаровед», Арсения кем только не трудилась: от официантки до замначальника отдела процессинга. Глядя, как девушка мается, один хороший друг посоветовал ей написать список из двух колонок: в одной — «что я умею делать», в другой — «что я хочу делать» и, наконец, определиться. Проведя «маркетинговое исследование» своих чаяний и навыков, Клещенок остановилась на украшениях ручной работы.
— Вообще я сейчас работаю секретарем, но по вечерам у меня дома вторая смена, — рассказывает Арсения, — надеваю очки, маску и с 7 вечера до 3 ночи вырезаю, пилю, шлифую.
— Почему именно компьютерные детали? Обычно девушки что-то делают из бисера, камней, бусинок…
— У меня тоже все начиналось с бисера-бусинок. И из войлока, и из дерева я сережки с браслетами мастерила. Даже в выставке одной хотела поучаствовать, но организаторы равнодушно пожали плечами, мол, у нас таких мастеров пруд пруди. Я, конечно, расстроилась… А потом как-то ехали с другом в метро и дурачились: каждый у другого должен был достать из сумки не глядя какой-то предмет и забрать себе. Я запустила руку и обнаружила очень красивую карту памяти. Глянула на нее, и меня как осенило: ой, из нее же получатся чудесные сережки!
И Арсения действительно сделала сережки из той самой карты, разместив фото на своей страничке в Интернете. Так просто, чтобы похвастаться перед друзьями. И вдруг нежданно-негаданно сережки стали «бомбой». И их срочно захотели заполучить себе ее подружки. Клещенок вырезала еще и браслет. Все из той же карты. И сережки, и браслет моментально нашли себе новых хозяек, а на удивленную таким поворотом событий Арсению посыпался ворох заказов. Девушка стала собирать по знакомым ненужные запчасти от «компов»: карты памяти, платы, микроконтроллеры. Но, как у всякого творческого человека, у IT-мастерицы нашлись и критики.
— Писали мне на страничку программисты, мол, ты же вандал, а не создатель. Ты же просто портишь детали, которые еще могут пригодиться, — смеется собеседница, — а я им отвечаю, что даю этим деталям новую жизнь.
— Сколько вы уже создали IT-украшений и что за они?
— Точно сказать не могу, но, по примерным подсчетам, штук 40 сережек, браслетов, кулонов, брелоков.
— А как ваша мама относится к такой деятельности? Ей ничего не делали? Или готовите что-то особенное на Новый год?
— Ой, я ей как-то сваляла бусы из войлока. Она надела один раз и положила обратно в шкатулку, дескать, слишком уж, дочка, это для меня экстравагантно. Думаю, что IT-бижутерию точно носить не будет. Я еще думаю над подарком для мамы. Может, сварю ей мыло…
— Программисты еще сообщество не организовали «Долой Арсению» из IT-индустрии?
— Пока нет, но вот у моего друга в комнате на стенах развешано множество деталей от «компов»…
— Вас, наверное, туда пускают только со связанными за спиной руками?
— Увидев, как у меня загорелись глаза, вообще больше не пускают. Хотя я их всячески задабривала…
— Уговаривали, наверное: «Ребята, пустите разочек, я вам мыла на год наварю, шапки из войлока сваляю»?
— Нет, — хохочет Арсения, — изобретала всякие вкусности, я ведь еще неплохо готовлю. Но не помогло, не пускают. Шутят, конечно. Но у меня с поиском материала для изделий, в принципе, проблем нет. Я нашла ребят, которые обмениваются деталями, и мы частенько совершаем «чэйндж».
— У вас ведь, кроме дремеля, еще есть какие-то инструменты?
— А как же! Могу показать свое рабочее место.
Предоставленные на мое обозрение разнообразные «загогулины», щипчики, пилочки и тому подобные вещи красноречиво свидетельствуют, что у Арсении действительно мини-мастерская на дому.
— Как же вы всем этим учились пользоваться?
— В качестве наставника молодой человек был. Главное — желание. Оно у меня, поверьте, было.
— Вот вы работаете до 3 ночи. А отдыхаете когда?
— У меня практически нет выходных. Но мне такой ритм жизни нравится. А знаете, что мне обещали через год? Настоящую плавильную печку — чтобы заниматься литьем…
…Теперь девушка уверена, что, наконец, нашла себя. Когда Арсения услышала о проведении уже упомянутой выше выставки в очередной раз, она снова написала организаторам. И, о чудо, ее не только пригласили, ей доверили провести мастер-класс. Сейчас она вовсю готовится к этому важному для нее мероприятию, ведь на ее занятие, скорее всего, придут девушки, и попробуй объяснить слабому полу за короткое время, как с дремелем обращаться.
Снова шучу: «Арсения, я даже догадываюсь, с чего вы начнете мастер-класс. Скажете, мол, девочки, самое главное для мастера-новичка в IT-бижутерии — выбрать себе правильный подарок на Новый год».