Эргономика для экономики
Как человеку найти общий язык с техникой, которая стремительно эволюционирует?
В знаменитом фильме Кубрика «Космическая одиссея 2001 года» есть замечательный эпизод: обезьяны совершают невиданный рывок в развитии, когда понимают, что кости и дубины можно использовать как орудия труда – для охоты и самозащиты. Изобретя технику, человек облегчил свой труд. Но далеко не всегда техника дружелюбна к человеку и удобна для использования. Профессор кафедры инженерной психологии и эргономики БГУИР Лев Вайнштейн приводит пример: на электронных часах одной белорусской компании лампочка подсветки расположена в левом углу экрана – так было удобно конструкторам. В результате ночью на циферблате трудно что-либо разобрать кроме первой цифры. А со случаями, когда из-за неудобной клавиатуры болели кисти рук или когда непонятный интерфейс компьютерной программы заставлял разбираться в ней часами, сталкивались многие из нас. «Неудобно», – скажете вы. «Неэргономично», – поправит специалист.
— Эргономика — это наука о труде, которая позволяет оптимизировать производство и трудовую деятельность человека, — объясняет кандидат психологических наук Игорь Шупейко. — Эргономика рассматривает систему “человек—техника—среда”. При проектировании техники и работы с ней нужно учитывать физиологию и психологию человека, его антропометрические показатели, возможности органов чувств, мышления, памяти, внимания. Помните популярные в свое время часы с калькулятором? Все думали: хорошо, можно сэкономить. Но они не прижились, потому что кнопки слишком маленькие для пальцев и потому неудобные. Эргономичность — это прежде всего удобство и комфорт для пользователя. Игорь Шупейко увлеченно, с азартом рассказывает об эргономике. Выпускник БГУИР, он окончил аспирантуру в Институте психологии Академии наук СССР, а сейчас преподает на созданной в родном университете в 2005 году кафедре инженерной психологии и эргономики. Если раньше получить знания в этой области можно было только в Москве, Санкт-Петербурге или Киеве, то теперь и Беларусь активно развивает перспективное направление, которое способно решить многие экономические проблемы. — Вот простой пример: я жил раньше в высотном доме в микрорайоне Восток, в котором было два лифта, — объясняет Игорь Георгиевич. — На первом этаже была панель, которая показывала, где находится каждый лифт, а на 15 остальных — только кнопка вызова. В итоге 90 процентов людей, не зная, где находится ближайший лифт, нажимали обе кнопки, и пустые лифты регулярно перемещались вверх-вниз (если бы индикатор был, вы не вызывали бы лифт с тринадцатого этажа, когда соседний находится на втором). А это напрасная трата электроэнергии, изнашивание оборудования. Проектировщики хотели сэкономить на индикаторных лампочках, но не учли психологических особенностей людей — пользователей лифтов. Если оценить только потери электроэнергии, вызванные этим неправильным инженерным решением, в масштабах нашей страны, то получается, что целая электростанция вырабатывает электроэнергию, которая тратится на холостой пробег таких лифтов.
Кнопка или тумблер?
Роль инженерной психологии понимаешь, когда видишь рабочее место летчика: сотни приборов, лампочек, тумблеров и переключателей. В них легко запутаться, а в критической ситуации можно допустить ошибку. Как лучше подать сигнал опасности — используя зрение или слух? Скорее зрение, ведь большую часть информации о внешнем мире человек получает через зрительный анализатор; важно учитывать и фактор среды в кабине пилота — высокий шум. Что удобнее: тумблер или кнопка? Тумблер — не нужно дополнительных средств, показывающих, включено устройство или нет, а значит, система получается проще и дешевле.В результате из-за человеческих ошибок происходит 45 процентов аварий на АЭС, 60 процентов авиакатастроф и 80 процентов кораблекрушений. Знания о психологии человека, его когнитивных способностях помогают эргономистам снизить информационную перегрузку. — Мы с вами быстро через общение находим общий язык, но, чтобы взаимодействовать с компьютером, мы должны быть технически грамотными, специально подготовленными, — говорит профессор Вайнштейн. — Технологии совершенствуются стремительно, и компьютеры есть уже даже в стиральных машинах. И важно, чтобы любая домохозяйка умела пользоваться такими сложными системами, — через простой, доступный ей интуитивный интерфейс. Анкетирование более 120 студентов университета информатики и радиоэлектроники показало, что будущие компьютерщики наименее подвержены интернет-зависимости: они знают о возможностях информационных технологий и умеют их использовать в первую очередь для решения профессиональных и учебных задач.Но что делать неспециалисту? Десятки кнопок на дистанционном пульте для телевизора только сбивают с толку: обычному пользователю достаточно переключателя каналов и регулятора громкости. За новейшие функции, которые, к примеру, имеют смартфоны, мы доплачиваем большие деньги, хотя никогда ими не воспользуемся. Что поделаешь — маркетинг. Не случайно сегодня, чтобы сделать мобильные телефоны более удобными для пожилых людей, конструкторы выпускают модели с большими кнопками и простым функционалом — это эргономичный подход. В то же время более молодым и мобильным людям предлагаются более расширенные функции. Например, выход в интернет, электронная книга, оргонайзер и др. И это тоже эргономичный подход, учитывающий человеческий фактор.
Молодые и перспективные
В нынешнем году кафедра инженерной психологии и эргономики выпустила первых специалистов — инженеров-системотехников, экспертов по человеческому фактору, одинаково хорошо знающих компьютерные технологии и психологию человека. По большей части они будут заниматься проектированием и созданием эргономичных компьютерных систем с удобным интерфейсом. Хорошая “оболочка” программы очень важна: сравните, например, операционные системы DOS и Windows — черный экран с построчным вводом команд и яркий цветной рабочий стол с окнами приложений.— Лет пять назад мы провели маркетинговое исследование и опросили предприятия, научно-исследовательские институты, компьютерные фирмы. Мы интересовались, нужны ли им эргономисты для разработки технических, информационных систем, адаптированных к человеку, — вспоминает заведующий кафедрой кандидат технический наук Константин Яшин. — И отклик был. Сегодня каждый четвертый наш выпускник (всего в 2010 году кафедра подготовила 17 специалистов) работает в Парке высоких технологий, некоторые распределились на МАЗ — проектировать грузовые автомобили с эргономичными кабинами, в “Белтелеком”, банки, на Белорусскую железную дорогу и в другие солидные организации. Эргономисты сегодня востребованы, это факт. После успешного начала университет набрал две полные группы на дневное обучение и одну на заочное — инженерную психологию и эргономику сегодня только на 1-м курсе осваивают 90 человек. Также на кафедре открыта магистратура по двум специальностям. Одна из этих специальностей — психология труда, инженерная психология, эргономика.— Сегодня десятки предприятий готовы принять инженеров-эргономистов, — считает Лев Вайнштейн. — Хорошо, что Беларусь начала развивать такую важную для народного хозяйства страны сферу, и первая в стране кафедра инженерной психологии и эргономики БГУИР — определенно большой шаг в этом перспективном направлении.