Лукашенко наобещал семьям невероятную поддержку
Пособие по уходу за ребенком должно равняться средней зарплате матери до декретного отпуска, заявил Александр Лукашенко сегодня на IV Всебелорусском народном собрании. Насколько реальны такие планы властей?
«Хорошим стимулом увеличения рождаемости станет повышение пособия по уходу за ребенком. Сейчас оно выведено на уровень бюджета прожиточного минимума. Но этого уже недостаточно. Привязка должна быть к средней зарплате матери до декретного отпуска», — сказал Лукашенко.
Говоря о единовременном пособии при рождении первого ребенка, он отметил, что его размеры составляют в эквиваленте 450 долларов, второго и последующего — 650 долларов. «Эти выплаты необходимо удвоить», — заявил Александр Лукашенко.
Можно говорит о том, что обещания президента беспрецедентны. Повышение ежемесячной господдержки было предусмотрено Национальной программой демографической безопасности на 2006-2010 годы и программой «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы. До 80% БПМ размер пособия был увеличен только в январе 2008 года, а в конце 2006 года матери получали от государства на своих малышей помощь в размере 60% БПМ. С 1 января 2010 года в Беларуси на детей стали платить сумму, равную бюджету прожиточного минимума. Теперь же матерей хотят стимулировать возможностью растить детей и получать зарплату.
Экономист Сергей Чалый отметил в интервью Naviny.by, отвечая на вопрос, насколько реально увеличить пособие при рождении ребенка до зарплаты матери, что заявления президента можно назвать предвыборными заявлениями и только.
«Невозможно говорить о том, что будет в следующей пятилетке, когда непонятно, что будет с экономикой Беларуси в первом квартале следующего года. К выборам пытаются создать впечатление, что в стране все в порядке, а дальше будет все то же самое, только больше», — отметил он.
И все же увеличить пособие можно, вопрос только в том, какой ценой. Одно дело, «начать продавать фамильное серебро, однако этого намного не хватит». Экономист считает, что даже нынешний уровень пособий и пенсий в стране для экономики является трудно подъемным: «На уровне макробаланса очевидно, что мы проедаем больше, чем зарабатываем. Это доказывает и рост внешней задолженности, и отрицательное внешнеторговое сальдо. Существующие социальные выплаты неустойчивы, и в течение значительного времени не могут оставаться на таком уровне. Поэтому говорить о каком-то повышении еще просто невероятно».
Тем не менее, президент утверждает, что увеличить пособия вполне реально. «Белорусских граждан должно становиться больше. Для Беларуси минимально необходимая численность — 20 млн. человек, а оптимальная — 30 млн.», — говорит он. Лукашенко полагает, что меры государственной поддержки будут способствовать росту рождаемости в стране. В течение следующих пяти лет «следует на полную мощность включить социальный пакет и экономические стимулы для семей с тремя и более детьми».
На эти цели будет направлена и жилищная программа. «Есть трое детей — семья при строительстве оплачивает не более четверти стоимости квартиры или жилого дома. Если в семье четверо-пятеро детей — гарантирована бесплатная квартира», — сказал Лукашенко и пообещал дополнительные льготы для многодетных семей. «Надо сделать все, чтобы престижно было иметь детей», — отметил Лукашенко.
В настоящее время в Беларуси разрабатывается новая Национальная программа демографической безопасности на 2011-2015 годы. Затраты на Национальную программу демографической безопасности на 2007-2010 годы составили (из всех источников финансирования, в ценах 2006 года) более 668 млрд. рублей. К слову, и в концепции новой программы на 2011-2015 годы также отмечено, что планируется рассмотреть возможность введения в стране материнского капитала, а пособие по уходу за ребенком приравнять к средней зарплате одного из родителей.
Безусловно, власти вынуждены давать подобные обещания не только из-за выборов, но и в виду сложной демографической ситуации в стране, представляющей потенциальную угрозу устойчивому развитию государства и национальной безопасности.
С начала 2010 года численность населения Беларуси уменьшилась на 15,7 тысячи. За январь-ноябрь прошлого года этот показатель составлял «минус» 12,6 тысячи. На 1 ноября в стране проживало 9 млн. 484,3 тысячи человек, а на 1 декабря 2009 года — 9 млн. 660,8 тысячи человек, на 1 января 2008 года — 9 млн. 689,7 тысячи человек. За 2008 год количество белорусов сократилось меньше, чем за 2007 год (18,4 тысячи и 24,8 тысячи человек соответственно). Теперь, как видим, пошел обратный процесс, и он набирает ход.
Однако можно ли полагать, что увеличение пособий принципиально изменит демографическую ситуацию в стране?
Говоря о материальной поддержке семей с детьми координатор программ ЮНФПА в Беларуси Татьяна Гапличник отмечает: хотя материальная поддержка семей с детьми является важным фактором социальной защиты и стимулирования рождаемости, со временем происходит своего рода эффект привыкания. И увеличение пособий уже не играет такой роли.
По мнению Татьяны Гапличник, социальная поддержка семей не должна идти только по пути увеличения таких пособий. Эксперт полагает, что пора, наконец, признать: структура населения Беларуси такова, что даже в случае роста рождаемости численность населения будет падать. Что касается замещающей рождаемости (которая предполагает, чтобы женщины не просто рожали более одного ребенка, но чтобы количество рождений именно девочек на одну женщину репродуктивного возраста составляло около 1,2), то для Беларуси это вообще нереально, говорит Гапличник.
Большинство белорусских женщин рожают детей, находясь в возрасте 20-35 лет. Через несколько лет в репродуктивный возраст войдут женщины, рожденные в период после 90-х, когда рождаемость была минимальной. Другими словами, белорусов некому будет рожать даже в таком количестве, как теперь.
Экономист Сергей Чалый подчеркивает: демографическая ситуация такова, что сколько бы денег не давали при рождении детей, рожать больше не станут: «Если мы хотим решать проблему демографии, необходимо, прежде всего, добиться увеличения продолжительности жизни».
Он считает, что если количество женщин в детородном возрасте увеличить маловероятно, то повлиять на продолжительность жизни реально. Пока же белорусы живут по-прежнему мало по европейским меркам.
За период с 1985 по 2004 год средняя продолжительность жизни мужчин снизилась на 4,2 года, а женщин — на 2,23 года. В 2007 году были отмечены некоторые позитивные изменения показателя ожидаемой продолжительности жизни (число лет, которое предстоит прожить в среднем одному новорожденному при условии сохранения существующих уровней смертности в каждом возрасте). Он составил 70,3 года для всего населения (у мужчин — 64,5, у женщин — 76,2 года). В 2008 и 2009 годах показатель ожидаемой продолжительности жизни составил 70,5 года (мужчины — 64,7, женщины — 76,5).
Сергей Чалый подчеркивает, что даже если наметятся значительные тенденции в росте продолжительности жизни, в Беларуси демографические проблемы без привлечения мигрантов не решишь: «Если не поедут в Беларусь иммигранты, численность населения будет сокращаться и происходить его старение».
Эксперт подчеркнул, что не существует какого-то универсального рецепта для увеличения рождаемости. «Нам пора понять, что не рожают детей много там, где есть большие пособия. Существует целый комплекс причин, условий для увеличения рождаемости. При этом необходимо не только ее стимулировать, но и заниматься качеством жизни людей, уменьшением смертности, среди трудоспособного населения и мужчин в особенности. Нужно думать о том, как сделать страну привлекательной для мигрантов», — сказал Чалый.
Елена СПАСЮК