В мирных целях
В мирных целях
О военных дотах |
Недалеко от деревни Новоселки Каменецкого района строится раздевалка для местной футбольной команды. Факт вроде ничем не примечательный. Однако спровоцировал он весьма бурную дискуссию на брестских сайтах. Дело в том, что в качестве фундамента для раздевалки используется... военный дот.
Дот в поле под Новоселками — не единственный в своем роде. Там их около десятка. Долговременные огневые точки входили в состав 62–го Брестского укрепрайона, который строили накануне Великой Отечественной. На протяжении ста километров вдоль границы намечалось возвести 380 таких сооружений. Строительство первого рубежа обороны планировали завершить к августу 1941–го, но началась война.
К сожалению, никакой официальной информации, как сражались доты под Новоселками и сражались ли вообще, нет. Потому инициатор строительства раздевалки заместитель директора ОАО «Восход–Каменец» Петр Охремук не принимает фразу «там гибли люди» за истину. Еще одно весомое обстоятельство позволило хозяйству беспрепятственно делать надстройку: в список историко–культурных ценностей местные доты не внесены.
Хотя можно было бы, но никому до них дела нет. А огневые точки впечатляют. Представляют собой двухэтажные коробки из железобетона и бутового камня (щебень и булыжник), размещенные в земле по самые амбразуры. Толщина стен — до 1,8 метра, толщина перекрытия — до 2,5 метра. Не знаю, какой силы удар такая точка могла выдержать, но один дот, у деревенской дороги, разбит. Туда, похоже, попала авиабомба.
Точка, которую хозяйство приглядело для раздевалки, соседствует с футбольным полем. Вот и решили извлечь хоть какую пользу из сооружения. Кроме раздевалки, там планируется разместить теннисный и бильярдный столы. Можно, конечно, раскритиковать руководство хозяйства (которое, кстати, обещало восстановить старинную усадьбу в деревне Гремяче, но слова не сдержало). А можно похвалить за изобретательность. Ведь если посмотреть, как в Брестской области используются доставшиеся в наследство оборонительные сооружения, становится грустно. Положительных примеров мало. Так, пятый форт Брестской крепости — филиал мемориального комплекса. Там музей фортификации и оружия. В форте «А» зимуют летучие мыши. Это республиканский заказник «Барбастелла». Один из пороховых погребов используется вещевым рынком. Форт «Граф Берг» принадлежит Брестскому мясокомбинату (даже в адресе у предприятия вместо улицы значится Форт, 7). А вот многие другие укрепления напоминают свалки. Так пусть и доты рушатся?
Сомневаюсь, что из сооружений под Новоселками можно сделать туристические объекты. Одна из причин — пограничная зона. Вторая — уже имеющийся историко–культурный комплекс «Линия Сталина», где любопытствующим и расскажут, и покажут, что такое укрепрайон. Третья — под Брестом тоже есть бесхозные доты того же 62–го укрепрайона. И на одном из них — у дороги Брест — Клейники, — кстати, установлена доска в память о красноармейцах...
Как бы то ни было, а новоселковская дот–раздевалка — хоть какой–то выход. Может стать местной достопримечательностью и даже в таком виде привлечь туристов. В отличие, например, от брестской башни, судьба которой тоже интересует многих горожан. Башня, правда, не военного, а гражданского назначения — водонапорная. Больше 30 лет ждет она своей очереди на разрушение или возрождение. Одиноко возвышается у автовокзала, занимая немалый кусок земли. С 2008 года на сайте облисполкома висит информация о поиске инвестора на превращение башни в ресторан. Стоимость проекта — 1,1 миллиона долларов. Брестские скалолазы предлагали создать внутри башни скалодром, а «Водоканал» — свой музей. Но музей создали в другом месте. А башня сейчас похожа на овдовевшую даму — одинокую и неприступную. На недавнем заседании Брестского облисполкома прозвучало предложение конструкцию взорвать, а землю продать.
Но какой же это выход? Хорошо бы сохранить этот «столп». Пусть не княжеский дворец, но инженерное достижение начала прошлого века...
Автор публикации: Валентина КОЗЛОВИЧ