Белорусских женщин дискриминируют втихую

Источник материала:  
02.12.2010 19:26 — Новости Общества


Для Беларуси характерны скрытые формы дискриминации в отношении женщин, хотя сами женщины в большинстве случаев даже не догадываются о существовании такой проблемы. Однако белорусские женщины получают зарплату меньше, чем белорусские мужчины, а обязанностей имеют по жизни порой даже больше и на работе, и в семье.


Во власть женщин не пускают

Белорусских женщин дискриминируют втихуюПредставитель ООН/ПРООН в Беларуси Антониус Брук отмечает, что дискриминация в отношении женщин происходит в сфере занятости. В качестве примера он привел тот факт, что женщины в Беларуси в недостаточном количестве занимают ведущие руководящие посты. По данным Минтруда и соцзащиты, среди руководителей республиканских органов государственного управления и их заместителей женщин 19,6%. Женщины — госслужащие всех уровней управления составляют 67,4%.

У нас одна дама с министерским портфелем — возглавляющая Министерство труда и соцзащиты Марианна Щеткина. Для примера — в шведском кабинете министров 11 женщин и 13 мужчин.

Антониус Брук отметил, что женщины порой дискриминируются в семье, где имеют меньше свободного времени в связи с неравномерным распределением домашних и родительских обязанностей. Он выразил надежду, что применение европейского опыта в Беларуси в сфере обеспечения равенства мужчин и женщин будет способствовать «не только гендерному равенству и развитию семьи, но и улучшению демографической ситуации в стране».

В качестве положительного примера гендерной политики в Беларуси Брук привел работу третьего Национального плана улучшения положения женщин на 2008-2010 годы. Он считает актуальным принятие следующего плана. Представитель ООН/ПРОН сообщил, что в 2011 году белорусский национальный отчет о гендерном равенстве будет обсуждаться Комитетом ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин.


Зарабатывать больше мужчин у белорусок не получается

Формально никто не ограничивает женщин в работе на тех или других местах. На начало 2009 года списочная численность работников в Беларуси составила 3 987,5 тыс. человек, из них женщины — 2 129 тыс. или 53,4%. Удельный вес женщин по рабочим профессиям составил 43,7%, женщин-служащих — 68,1%, руководителей — 46,5%, специалистов — 74,2%, других служащих — 81,2%.

Если в промышленности, лесном хозяйстве, на транспорте, в строительстве отмечается преобладание мужчин, то среди работников здравоохранения женщины составляли 82,7%, в образовании — 81,2%. Именно женщин больше в сфере финансов, кредита и страхования, в культуре, на предприятиях торговли и общественного питания.

Как отметил заместитель министра труда и социальной защиты Игорь Старовойтов, в стране наблюдается устойчивая тенденция снижения удельного веса женщин в общем числе безработных (в 2005 году — 68,9%, в 2009 году — 57%) и продолжительности женской безработицы (2005 год — 6,2 месяца, 2009 — 4,6). Так или иначе большинство безработных — женщины. И это при том, что у них более высокий уровень образования, чем у мужчин.

Белорусские женщины реализуют свой потенциал в наименее оплачиваемых профессиях и отраслях производства. Среди занятых в экономике доля работающих женщин с высшим образованием составляет 26,9%, в то время как аналогичный показатель среди мужчинам составляет 20,2%. Доля женщин со средним специальным образованием достигает 27,7%, мужчин — 16,9%. Не имеют полного среднего образования среди занятых женщин только 2,4%, а среди мужчин — 4,6% .

«Отмечается явное преобладание женщин в непроизводственных отраслях и незначительное привлечение к участию в отраслях материального производства. Относительно низким остается участие женщин в сфере бизнеса и предпринимательства. Как следствие, средняя заработная плата женщин составляет около 80% средней заработной платы мужчин», — констатирует Игорь Старовойтов.

В сентябре 2010 года номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в так называемых «женских» отраслях экономики составляла от 877,6 тыс. руб. (швейная промышленность) до 1126,8 тыс. рублей (торговля и общественное питание).

В то же время отрасли экономики, в которых в основном заняты мужчины, имеют более высокий уровень заработной платы. Например, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в нефтеперерабатывающей промышленности составила 2 088,6 тыс. рублей, топливной промышленности — 2 011,1 тыс. рублей, черной металлургии — 1 974,8 тыс. рублей.

Безусловно, не на все процессы в сфере труда можно повлиять. Очевидно, что многие женщины сами делают выбор в пользу менее оплачиваемых специальностей. Вместе с тем, кое-что сделать можно.

Например, в соответствии со ст. 21 закона «О занятости населения Республики Беларусь» нанимателям запрещается указывать дискриминационные условия в предложениях об имеющихся свободных рабочих местах (вакансиях), например, указывать предпочтительный пол работника. Однако стоит открыть список вакансий, который предлагают различные ресурсы, найдем там и указание пола, и желательный возраст. Поэтому, уверены специалисты, работодателей и чиновников следует просвещать в гендерных вопросах и доводить до них информацию о потребностях женщин.

Из-за особенностей жизненной ситуации, то есть наличия детей и отсутствия опыта работы из-за декретных отпусков, больничных и так далее, женщины порой испытывают более серьезные проблемы с трудоустройством в сравнении с мужчинами. Это находит отражение как в средних сроках поиска работы, так и в численности ищущих работу не менее года. «Если безработные мужчины находили новую работу достаточно быстро — в течение 1,3 месяцев, то у женщин этот период составил 2,5 месяца», — отмечает Игорь Старовойтов.

В результате женщины имеют более продолжительный период безработицы — 4,8 месяца против 3,4 месяца у мужчин. Среди безработных, состоящих на учете более одного года, 66,6% женщин. Более длительный поиск работы — один из аспектов уязвимой позиции женщин на рынке труда.


Будет нормальная работа — женщины будут рожать детей

Игорь Старовойтов отметил, что в настоящее время в наиболее сложном положении на рынке труда оказываются женщины, воспитывающие малолетних детей, выпускники учебных заведений, не имеющие опыта работы, женщины предпенсионного возраста, женщины-инвалиды, а также имеющие профессии, по которым преимущество отдается мужчинам. Среди них инженерно-технические и строительные специальности.

Связь гендерной политики и демографической ситуации очевидна. Трудно ожидать от женщин, которые не могут обеспечить себе достойное существование, стремления рожать больше детей. Для многих отказ от рождения ребенка является своего рода страховкой от обнищания семей.

Профессор Центра гендерных исследований Стокгольмского Университета Анита Ниберг отметила, что анализ европейского рынка труда свидетельствует, что в странах, где велика занятость женщин в экономике (Исландия, Норвегия, Швеция), все очень неплохо обстоит и с рождаемостью. С 1970 года в Швеции уровень занятости матерей с детьми до 6 лет повысился примерно с 50% до 85% в 1990 году.

И наоборот — в странах, где женщины работают меньше (Греция), есть проблемы с рождаемостью. «Там, где есть хороший рынок труда, — отметила профессор Ниберг — будут рождаться дети. Можно говорить, что занятость в значительной степени связана с демографическими процессами».

Вот и получается, что коль уж государство так озабочено проблемами рождаемости, ему необходимо в значительной степени озаботится статусом женщин на рынке труда.



Елена СПАСЮК
←У белорусского климата сдвиг

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика