Повышение качества обучения станет приоритетом для сферы образования Беларуси на пятилетие - депутат
Источник материала: БелТА
01.12.2010 16:30
—
Новости Общества
1 декабря, Минск /Корр. БЕЛТА/. Главной задачей для сферы образования Беларуси на перспективу станет повышение качества обучения. Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир Зданович, комментируя проект основных положений Программы социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 годы.
Анализируя итоги завершающейся пятилетки, депутат отметил, что сфере образования в основном удалось реализовать большинство поставленных задач. В первую очередь обеспечить доступность и бесплатность обучения.
"Самое ценное, что мы достигли за уходящую пятилетку в образовании, - это то, что уравняли интересы государства и личности. Система образования теперь рассчитана на удовлетворение запросов личности, общества и государства, - считает депутат. - Сохраняется возможность на уровне всеобщего среднего образования получать образование как базового, так и повышенного уровня. Для этого есть более 200 гимназий, многие из которых в сельской местности. Дошкольным образование охвачены почти все дети, чего раньше не было". По его мнению, такого внимания к системе образования, как последние пять лет, "мы давно не испытывали".
Одно из важных достижений последних лет - повышение качества образования на селе. Если раньше было много школ, но небольших, то сейчас произошло их укрупнение, в первую очередь за счет строительства агрогородков. В центре каждого из них - суперсовременная школа, которая зачастую превосходит городские школы по уровню оснащенности. Сравнялся уровень образования на селе и в городе, что подтверждают итоги централизованного тестирования.
Теперь предстоит сконцентрировать усилия на повышении качества образования, убежден парламентарий. Решение этой задачи, по его мнению, зависит не столько от материальной обеспеченности учреждений образования, сколько от профессионализма преподавателей. "Уже сейчас предпринимаются меры для повышения статуса педагогического работника, например, увеличение заработной платы. Но нужно наладить более тщательный отбор абитуриентов, которые планируют работать в педагогике", - уверен Владимир Зданович.
Касаясь перспектив развития высшего образования, депутат обратил внимание на предстоящую интеграцию национальной системы образования в единое европейское пространство высшего образования, присоединение к Болонскому процессу. Необходимость этих шагов долго обсуждалась, и наконец принято взвешенное, обдуманное решение. По мнению депутата, можно с уверенностью говорить, что этот пункт программы будет выполнен, причем в более короткие сроки, чем намечено. Ведь для интеграции в европейское образовательное пространство в Беларуси уже подготовлена законодательная база.
В скором будущем предстоит решить проблему обеспеченности общежитиями студентов вузов, и это зафиксировано в программе социально-экономического развития на пятилетие. Особенно актуальна проблема нехватки общежитий для Минска, где расположено 30 из 55 вузов Беларуси. До 2015 года уровень обеспечения студентов дневной формы обучения местами в общежитиях увеличится, будет расширена сеть студенческих деревень.
Материально-техническое и финансовое обеспечение вузов необходимо улучшать путем многоканального финансирования. Они не должны ограничиваться только получением средств из бюджета и за счет взимания платы за обучение, но и искать альтернативные пути, например, через создание научно-технических производств.
В числе важных задач на перспективу - найти оптимальный баланс в подготовке специалистов и потребностях рынка труда. "Мы ни в коем случае не должны чинить препятствий молодежи в получении высшего образования по той специальности, которую они выбрали. Но в то же время не должны допустить ситуацию, когда выпускники вместо того, чтобы работать, будут ждать, пока освободится место в соответствии с полученным дипломом", - подчеркнул депутат.
Анализируя итоги завершающейся пятилетки, депутат отметил, что сфере образования в основном удалось реализовать большинство поставленных задач. В первую очередь обеспечить доступность и бесплатность обучения.
"Самое ценное, что мы достигли за уходящую пятилетку в образовании, - это то, что уравняли интересы государства и личности. Система образования теперь рассчитана на удовлетворение запросов личности, общества и государства, - считает депутат. - Сохраняется возможность на уровне всеобщего среднего образования получать образование как базового, так и повышенного уровня. Для этого есть более 200 гимназий, многие из которых в сельской местности. Дошкольным образование охвачены почти все дети, чего раньше не было". По его мнению, такого внимания к системе образования, как последние пять лет, "мы давно не испытывали".
Одно из важных достижений последних лет - повышение качества образования на селе. Если раньше было много школ, но небольших, то сейчас произошло их укрупнение, в первую очередь за счет строительства агрогородков. В центре каждого из них - суперсовременная школа, которая зачастую превосходит городские школы по уровню оснащенности. Сравнялся уровень образования на селе и в городе, что подтверждают итоги централизованного тестирования.
Теперь предстоит сконцентрировать усилия на повышении качества образования, убежден парламентарий. Решение этой задачи, по его мнению, зависит не столько от материальной обеспеченности учреждений образования, сколько от профессионализма преподавателей. "Уже сейчас предпринимаются меры для повышения статуса педагогического работника, например, увеличение заработной платы. Но нужно наладить более тщательный отбор абитуриентов, которые планируют работать в педагогике", - уверен Владимир Зданович.
Касаясь перспектив развития высшего образования, депутат обратил внимание на предстоящую интеграцию национальной системы образования в единое европейское пространство высшего образования, присоединение к Болонскому процессу. Необходимость этих шагов долго обсуждалась, и наконец принято взвешенное, обдуманное решение. По мнению депутата, можно с уверенностью говорить, что этот пункт программы будет выполнен, причем в более короткие сроки, чем намечено. Ведь для интеграции в европейское образовательное пространство в Беларуси уже подготовлена законодательная база.
В скором будущем предстоит решить проблему обеспеченности общежитиями студентов вузов, и это зафиксировано в программе социально-экономического развития на пятилетие. Особенно актуальна проблема нехватки общежитий для Минска, где расположено 30 из 55 вузов Беларуси. До 2015 года уровень обеспечения студентов дневной формы обучения местами в общежитиях увеличится, будет расширена сеть студенческих деревень.
Материально-техническое и финансовое обеспечение вузов необходимо улучшать путем многоканального финансирования. Они не должны ограничиваться только получением средств из бюджета и за счет взимания платы за обучение, но и искать альтернативные пути, например, через создание научно-технических производств.
В числе важных задач на перспективу - найти оптимальный баланс в подготовке специалистов и потребностях рынка труда. "Мы ни в коем случае не должны чинить препятствий молодежи в получении высшего образования по той специальности, которую они выбрали. Но в то же время не должны допустить ситуацию, когда выпускники вместо того, чтобы работать, будут ждать, пока освободится место в соответствии с полученным дипломом", - подчеркнул депутат.
БелТА (оригинал новости)