Вы полагаете, все это будет носиться?
Модельеры из всех регионов Беларуси показали, что следует шить.
Одни модные конкурсы проходят для того, чтобы вывести наших модельеров на международный рынок, другие дают возможность заявить о себе молодым дизайнерам и студентам. Республиканский же фестиваль “Модный силуэт” можно назвать конкурсом моды для “внутреннего пользования”. “Он дает возможность найти коллекции, которые могли бы тиражироваться и продаваться именно на белорусском рынке”, — так определил задачу фестиваля один из членов жюри конкурса, директор собственной студии моды Сергей Нагорный. По сути, для нас с вами, обычных потребителей, этот конкурс, как никакой другой, имеет самое практичное значение.
Модный диктат
Дизайнеры и модельеры представили жюри более двадцати вариантов актуального и оригинального облика модного белоруса — по три от каждой области. До финала первого “Модного силуэта” дошли только лучшие идеи, предложенные на областных отборочных турах. В номинациях участвовали творческие коллективы комбинатов бытового обслуживания, модельеры ателье, экспериментальных лабораторий предприятий, студенты-дизайнеры.Именно эти люди знают, чего просит душа обычного белоруса. Ведь если по каким-то причинам он не находит одежды по вкусу в магазине, то приходит с заказом именно к ним. “Потребности заказчика зависят от его характера и воспитания, — такую закономерность вывела за четыре года работы с клиентами обладательница Гран-при конкурса, модельер экспериментальной лаборатории по работе с индивидуальным заказчиком ОАО “Витебский рассвет” Татьяна Евланова. — Один хочет выглядеть строго, но не тривиально, а другому нужно что-то эпатажное. Причем это люди таких обычных профессий, что я сама им удивляюсь. Работа с такими клиентами и выливается в дизайнерские коллекции”.Организаторами первого “Модного силуэта” выступили Минторг, государственное объединение “Белбыт”, Республиканский комитет Белорусского профсоюза работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий, областные структуры бытового обслуживания. Размах конкурса определил его республиканский статус. Более того, “Модный силуэт” претендует на то, чтобы стать законодателем тенденций для модной промышленности всей страны, задавать направления ее дальнейшего развития.Кстати, сперва конкурс планировали проводить раз в два года. Но, как заметил председатель объединения “Белбыт” Анатолий Марченко, по просьбам дизайнеров и модельеров решено проводить состязание ежегодно. Ведь мода слишком изменчива.
Мастерская для художника
“На “Модном силуэте” мы хотели посмотреть, насколько вырос профессионализм вчерашних выпускников вузов и колледжей, — признается председатель жюри, директор ателье “Андарак” Вера Пашковская. — Хотелось убедиться, что этот рост есть и что молодежь только выиграет, если пойдет работать на производство”.Каждый год толпы молодых модельеров покидают альма-матер, а ателье по пошиву одежды закрываются из-за нехватки кадров. Специалисты, к сожалению, отмечают, что победы студентов в различных конкурсах не только придают уверенности в собственных силах молодым и креативным дизайнерам, но зачастую отбивают у них стремление к самосовершенствованию. Пребывая в убеждении, что негоже такому таланту вкалывать на чужого дядьку, они предпочитают шить на дому и считать себя непризнанными гениями.Победительница “Модного силуэта-2010” Татьяна Евланова в прошлом дважды становилась финалисткой конкурса “Белая амфора”, во время учебы слыла одной из лучших студенток. На вопрос, как она сейчас оценивает свои студенческие коллекции, честно признается, что смотрит на них совершенно иными глазами. “Конечно же с тех пор я стала профессиональнее, смелее, активнее и сильнее. В моде нужно быть смелым, чтобы донести людям то, что модно и красиво”.Сейчас как грибы после дождя открываются мастерские по ремонту одежды, куда можно прийти укоротить джинсы или застрочить разошедшийся шов. Но ателье по индивидуальному пошиву одежды в стране раз-два и обчелся. Может быть, сейчас, когда на рынках и в магазинах вешалки ломятся от одежды на любой вкус и цвет, шить костюмы и платья на заказ уже не так актуально, как во времена дефицита всего и вся в Советском Союзе? Однако, если посмотреть на количество частных объявлений, которые предлагают услуги по пошиву одежды, становится понятно, что спрос на эти услуги есть, а вот мастера предпочитают сидеть по домам.“Мы хотим донести до молодежи мысль, что нужно открывать свои ателье и салоны, как это делается в европейских странах, нужно “светить” свое имя, — призывает выходить из подполья домашних швей Вера Пашковская. — В переводе с французского “ателье” означает “мастерская художника”. Пусть эти мастерские будут маленькими, но это даст возможность более тесно общаться с клиентом, сдружиться с ним, понять его потребности. И тогда он придет туда еще не один раз. Ведь есть семейные доктора, так почему не может быть семейных модельеров?” Специалисты считают, что работа в ателье даст начинающим дизайнерам большие возможности для профессионального роста. Они получат возможность работать на более современном и серьезном оборудовании, которое многим частникам не по карману, и бесплатно повышать свою квалификацию.По мнению Веры Пашковской, изобилие одежды в модных магазинах индпошиву никак не помеха. Всегда есть люди с нестандартной фигурой, а также неординарные личности, которым нужен такой же неординарный костюм. “Просто нужно занять свою нишу, быть профессионалом в своем деле”, — убеждена она.