ОДАРЕННЫЙ ИНТЕРНАТ

Источник материала:  
ОДАРЕННЫЙ ИНТЕРНАТ

Деревенская школа, где педагоги от бога учат гениев. Скажете, нет такой. Есть. Это Лужеснянская школа-интернат-гимназия для способных и талантливых детей Витебской области — визитная карточка образования региона. С момента ее создания в 1994 году бессменным директором этого, без сомнения, уникального учебного заведения является Владимир Владимирович Шитько — заслуженный учитель Республики Беларусь, депутат Витебского областного Совета депутатов, член совета Специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. Ему, в числе еще более 300 делегатов, доверено представлять Витебскую область на четвертом Всебелорусском народном собрании.
— Что вы, у нас не школа для гениев, у нас школа для детей, а они все таланты, просто мы им помогаем стать гениями, — шутливо начал наш разговор Владимир Владимирович.
С ним легко согласиться: ведь из 1041 выпускника гимназии 1022 учатся или уже закончили высшие учебные заведения. За 16 лет существования гимназисты 195 раз побеждали на республиканских предметных олимпиадах и 15 раз — на международных. Например, Артем Кохан трижды участвовал в международных олимпиадах по математике и всегда возвращался с наградами. Первый раз в 9 классе он получил «бронзу», а два следующих — « золото». Лужеснянские умники и умницы 37 раз становились призерами республиканских спортивных соревнований. Премией специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов награждены 169 учащихся.
Сегодня успехи гимназистов ни у кого не вызывают сомнения. А 16 лет назад коллеги скептически отнеслись к идее Владимира Шитько, тогдашнего директора Лужеснянской школы-интерната для детей-сирот создать учебное заведение для одаренных детей из сельской местности.
— С распадом Советского Союза начала рушиться образовательная система. Но мы понимали, что суверенному государству нужны будут высокообразованные граждане, — вспоминает Владимир Владимирович. — Нужно было искать новые подходы к работе с одаренными детьми. И вот наш коллектив предложил создать такой интернат для талантливых детей из глубинки. Ведь не секрет, что в те годы в области значительно ослабла материальная база сельских школ, а обновить ее не было средств. Ребятам из деревни нелегко было пробиться в люди, потому что в школах не всегда могли дать тот уровень образования, который помог бы им конкурировать при поступлении со своими сверстниками из городских школ.
Депутаты Витебского областного Совета поддержали идею педагогов, и Витебский облисполком 12 июля 1994 года принял решение о создании на базе Лужеснянского интерната учебного заведения нового типа — школы-интернат-гимназии для способных и талантливых детей области. Вот так и родилась гимназия — ровесница новой Беларуси.
Лужеснянская школа — сельская, находится в поселке. В этом ее огромное преимущество, ведь дети не отрываются от привычной среды. У гимназии свой участок земли, ферма, сад, огород. При этом поселок Лужесно — всего в нескольких километрах от Витебска, и у школы есть возможность максимально использовать потенциал крупного города — его научную, культурную, эстетическую базы.
Какие бы условия ни создавались в школе для учеников, без педагогов школа — не школа. И здесь близость города дала, может быть, самое важное преимущество — возможность привлечь для талантливых детей лучших педагогов. В новую школу поверили и пришли работать Михаил Николаевич Волков (кстати, тоже участник четвертого Всебелорусского собрания), Лариса Александровна Козубович, Игорь Николаевич Ринейский, Александр Борисович Кондратович — без преувеличения, созвездие учителей. Кроме того, в школе осталась и часть прежнего коллектива — преданные детям и своей профессии люди.
В Лужеснянской гимназии сегодня работают 56 педагогов. Трое из них — кандидаты наук, у большинства высшая и первая категории.
— Нам удалось объединить тех, кто любит детей и может привить им любовь к своему предмету. Это ведь очень важно не заставлять, а сделать так, чтобы ребенок хотел учиться, хотел узнавать новое, — уверен Владимир Шитько.
Отношение к коллегам Владимира Шитько особенное. О каждом из них он рассказывает с теплотой и гордостью. И не перестает повторять: «Для директора главное — им не мешать».
Разумеется, на первых порах создатели гимназии чувствовали непонимание даже со стороны коллег. Как это — для сельских детей открывать специальную школу да еще приглашать для них лучших педагогов города? И родители с тревогой отнеслись к тому, что детям придется учиться и жить далеко от дома.
Владимир Владимирович сам вырос в интернате. Его родители рано умерли, и он воспитывался в доме ребенка, потом кочевал по разным домам-интернатам, а десятилетку закончил в Лужеснянском интернате, в который в 1987 году вернулся уже директором.
— Все проблемы жизни в интернате мне знакомы изнутри. Я знал плюсы и минусы этой жизни, видел, как нельзя работать, и что нужно сделать, чтобы интернат стал для ребят вторым домом. Нам удалось объединить таких людей, для которых эти дети стали родными. Без любви и доверия невозможно ничего создать, — убежден директор. — Сельский ребенок трудолюбивый, по-хорошему настырный, цепкий к жизни. Ему создай условия — он обгонит городских детей и пойдет вперед. И вот с такими детьми и с когортой высокопрофессиональных учителей мы сделали огромный рывок: через два года после открытия ученики стали побеждать на предметных олимпиадах, без проблем поступать в престижные вузы. Сегодня конкурс в гимназию составляет 3-4 человека на место. Мы завоевали авторитет, а теперь получаем дивиденды: на нас пал выбор, когда решался вопрос строительства единственного в области гандбольного зала, Белорусская ассоциация футбола подарила нам футбольное поле с искусственным покрытием, для нашей школы, по поручению Президента Республики Беларусь, в следующем году планируется начать возведение общежития для гимназистов.
Несмотря на успехи, школа не изменяет своим традициям и работает, в основном с детьми-сиротами, детьми из малообеспеченных семей. Из 265 учащихся 95% — сельские дети, 45% — из малообеспеченных семей, 24% — дети, оставшиеся без опеки родителей. Цель гимназии — предоставить им всем возможность получить хорошее образование, подготовиться к активной, самостоятельной творческой жизни, научиться непрерывно образовываться, сознательно делать свой профессиональный выбор.
В гимназии работают три компьютерных класса с доступом в Интернет. Учебные кабинеты оборудованы всем необходимым. Чего стоит один кабинет математики с зеркальным потолком (система зеркал выстроена таким образом, что учитель, не сходя с места, видит, что пишет ученик и не списывает ли он). Живут ребята в комнатах, по-домашнему уютных, по три, четыре или шесть человек. Здесь же в интернате они четыре раза в день питаются. Благодаря реализации президентской программы «Дети Беларуси» в 2008 году построен культурно-оздоровительный центр, который включает актовый зал на 300 мест, спортзал, плавательный бассейн с 25-метровыми дорожками, два тренажерных зала.
— Я могу с радостью отметить, что дети наши востребованы. Многие из них пошли в науку, стали хорошими педагогами и врачами, немало среди наших выпускников военных. Мы дали толчок, а дальше они уже сами себя реализуют. Те затраты, которые государство понесло на их образование, окупаются сторицей, — считает Владимир Шитько.
Поддержка одаренных детей — важный пункт государственной социальной политики, — убежден член специального фонда Президента Владимир Шитько.
Ведь как раньше было: победил на олимпиаде — хорошо, но дальше до тебя дела нет. Теперь создан банк данных одаренных детей, Президентский фонд оказывает разнообразную поддержку, местные власти поддерживают. Например, к нам в гимназию пришел молодой специалист — лауреат Президентского фонда. У него есть доплата к заработной плате, он включен в резерв кадров, ему предоставлены льготы на получение жилья. Ребята знают, что они нужны. Хотя, что скрывать, утечка мозгов все еще существует, — с горечью констатирует Владимир Шитько.
В этой связи директор гимназии с удовлетворением отмечает, что основные положения Программы социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 годы устремлены в будущее. «Применение информационных технологий в образовании — это гигантские шаги по интеграции отечественного образовательного процесса в европейскую систему не только образования, но и экономики», — уверен Владимир Шитько.
Сейчас на уроках гимназисты изучают положения проекта Программы на предстоящее пятилетие. Они видят, что стране нужны грамотные, интеллектуальные люди, высокие технологии становятся приоритетом, а страна идет в ногу со временем. И это хороший стимул для молодых получать новые знания и быть уверенными в завтрашнем дне своем и своей страны.

Диана КУРИЛО
←Спросите у юриста

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика