Осторожно, двери «разрываются»
22.11.2010
—
Новости Общества
Середина ноября для многих бобруйчан выдалась жаркой, и дело здесь не в очередной погодной аномалии. Когда пришел срок платить по жилищно-коммунальным счетам, бобруйчане начали получать странные взаимоисключающие бумажки. Так, в единой квитанции РВЦ платеж за обслуживание кодово-домофонных систем (КДС) был выписан на районные предприятия по обслуживанию жилищного фонда, хотя прежде в этой строке значилась профильная фирма «Строймир». В свою очередь ООО «Строймир-Восток» также выслало бобруйчанам квитанции на оплату услуг по обслуживанию КДС. Можно было бы предположить, что это всего лишь бумажная неразбериха, но на поверку всплыла куда более сложная конфигурация явлений.
Бобруйск
В ООО «Строймир-Восток» вторую неделю телефоны накалены: звонящие просят объяснить, кому же все-таки надо платить деньги. К приходу корреспондента «БелГазеты» начальник бобруйского участка фирмы Татьяна Смирнова ситуацию постаралась разъяснить как можно подробнее: «Все началось полтора-два года назад, когда предприятиям ЖКХ сверху была спущена инициатива оказывать платные услуги населению. И бобруйские коммунальщики не нашли ничего лучшего, как взять и перевести на свое обслуживание наши домофонные системы».
Методы коммунальщиков у работников «Строймира» вызвали удивление: «Как нужно действовать, если хочешь оказывать кому-то услуги? Собрать жильцов подъезда и на общем собрании предложить: расторгайте договор с предыдущей фирмой, заключайте с нами. Но ведь все делалось не так! Короче, предприятия по обслуживанию жилищного фонда стали вдруг присылать нам протоколы каких-то собраний: жильцы, мол, расторгают с вами договоры и хотят сотрудничать с нами. А жильцы в большинстве случаев - ни слухом ни духом».
По факту одного из таких «протоколов» Татьяна провела собственное расследование: «Я сходила в указанный подъезд, показала людям бумажку с подписями. Так вот, 9 из 15 жильцов своих подписей не признали. А ведь это официальный документ, который прислало нам ЖЭУ!»
Даже агитируя жильцов в открытую, работники ЖЭУ не всегда действовали по-джентльменски: «Например, они говорили: вот, мол, «Строймир» вам двери не красит, а мы будем красить. Но ведь этим люди вводились в заблуждение! По всем нормативам покраска дверных полотен входит в техническое обслуживание жилого фонда, поэтому двери должны красить работники жилкомхоза».
Среди «коммунальных аргументов» есть один, который удивляет Татьяну особенно: «Еще они говорят: «Строймир» не заключает с нами договоры и не платит нам за электроэнергию, которую потребляют двери. Опять заблуждение: двери эти уже не наши - они находятся в собственности жильцов, а мы их только обслуживаем! Кодово-домофонные системы запитаны на электроэнергию общего пользования, входящую в техническое обслуживание жилого фонда. Требовать с нас за нее плату абсурдно».
В какой-то момент «Строймир» решил не накалять обстановку и все же заключить договоры с коммунальщиками. Удивления на этом не кончились: «Уполномоченные предприятия имеют одинаковый статус - что в Ленинском районе, что в Первомайском - и выполняют одни и те же функции. Но когда мы предложили им выслать проекты договоров, они прислали договоры на совершенно разные предметы. Хоть бы уже между собой договорились! А то выдвигают предложения: отчислять им за электроэнергию 5% от наших начислений. Я говорю: «Какое отношение электроэнергия имеет к начислениям? Вы должны подсчитать расход энергии, ее стоимость - и тогда уже представить нам проект договора с расчетом».
Юротдел компании обратился в Минжилкоммунхоз, не забыв прикрепить к обращению и копии вышеупомянутых договоров. Письмо было переправлено в управление ЖКХ Могилевского облисполкома, откуда пришел ответ: да, закон дает уполномоченным лицам право заключать договоры на конкурентной основе, но только после расторжения собственниками жилых помещений ранее заключенных договоров. Судя по представленным документам, бобруйские коммунальщики этот пункт закона проигнорировали.
В управлении также изучили проекты присланных договоров и сделали вывод «о несоответствии их законодательству Республики Беларусь», после чего в адрес «Бобруйскжилкомхоза» было направлено письмо о недопущении нарушения законодательства. «А потом еще и мы им копию переслали, но все осталось по-прежнему», - вздыхает Татьяна Смирнова.
Коммунальщики вошли в еще больший раж, когда летом началась реорганизация ЗАО «Строймир», в связи с чем фирма несколько месяцев не включала свои платежи в единую расчетную квитанцию: «Они тогда жильцам сказали, что «Строймир» развалился и теперь, мол, мы вас берем на обслуживание. И по сей день так говорят. Хотя по закону мы являемся правопреемником прежней фирмы. Более того - все то время, что шла реорганизация, мы продолжали оказывать услуги жильцам».
Тем временем некоторые граждане целыми домами отстаивают закрепленное в законе право на свободный выбор поставщика услуг. Так, жильцы одного из домов на ул. Минской не раз приглашали на общее собрание представителей ЖКХ и на пальцах объясняли им, почему не хотят иметь с ними дело.
«К ЖЭУ мы давно потеряли всякое доверие, - говорят жильцы. - Если и двери они будут обслуживать так же, как все остальное, у нас подъезды вообще без дверей останутся. Посмотрите на наши дворы. Вон гора листьев лежит - зима уже на носу, а ЖЭУ все никак убрать ее не может. А наши дома? Рамы оконные не красят годами, в квартирах потолки протекают, уборщиц в подъездах мы месяцами не видим. А все наши обращения в ЖЭУ - как в пустоту. Так если у них нет возможностей насущные вещи выполнять, зачем они еще и двери хотят прибрать к рукам?» Несмотря на столь резкое «нет», по словам жильцов, коммунальщики продолжают обходить квартиры и выцыганивать подписи даже в «протестных» домах.
В «Строймире» на это только разводят руками: «В других городах ЖКХ тоже заключают с жильцами договоры на обслуживание домофонных систем. Но, насколько мы знаем, делают они это в рамках закона и в границах порядочности. Понятно, что деньги все хотят зарабатывать, но это же надо делать цивилизованно!»
ДОГОВОРИСЬ И СПИ СПОКОЙНО?
За официальными разъяснениями «БелГазета» обратилась в уполномоченные организации жилищно-коммунального хозяйства города.
Директор Бобруйского унитарного коммунального дочернего предприятия по обслуживанию жилищного фонда Ленинского района Валерий Каменко первым делом поинтересовался: «А вы государственная газета или частная?» Услышав, что частная, отрезал: «Мы - предприятие дочернее, поэтому я не могу вам давать никаких комментариев. Обращайтесь в головное предприятие».
Директор предприятия по обслуживанию жилищного фонда Первомайского района Елена Осадчая оказалась куда отважнее своего коллеги: «Когда в 2007г. в стране начался «дверной бум», очень многие фирмы кинулись заниматься установкой КДС. Но некоторые из них подошли к делу не по совести: двери поставили, «сливки сняли» - и привет. А кто будет обслуживать эти двери, кто будет чинить их в случае поломки? Тогда-то министерство и выпустило приказ, согласно которому предприятия, занимающиеся установкой КДС, должны заключать с уполномоченными лицами договоры на техобслуживание. Чтобы не было ситуаций, когда жильцы не знают, к кому обратиться в случае неисправности дверей. А такие ситуации как раз имели место в период реорганизации «Строймира». Несколько раз жильцы звонили нам и жаловались: «У нас проблемы с дверями, а в фирму дозвониться не можем». Сегодня мы предлагаем «Строймиру» заключить с нами договор, но они тянут, их в договоре не устраивают какие-то пункты. Ну так давайте садиться за стол переговоров и решать спорные вопросы!»
Схожим образом прокомментировал ситуацию и заместитель гендиректора «Бобруйскжилкомхоза» Михаил Борисик: «Сегодня у «Строймира» нет договоров с уполномоченными организациями. Будут договоры - никаких проблем не будет».