Чисто символически
Пока в Беларуси определяют стратегию развития странового маркетинга, проблему решают… иностранцы
Мировая экономика пусть и переживает посткризисное время, но продавать товары и услуги сегодня по-прежнему непросто. Особенно когда речь идет о новых брендах. Что уж тут говорить, когда в роли «предложения» выступает не конкретный товар, а целая отрасль, регион или даже страна…
«Имиджевую» проблему в Беларуси, к счастью, уже признали. К сожалению, во многих цивилизованных и экономически развитых странах о нас чаще знают и говорят либо плохое, либо ничего. Не наблюдается в стране и наплыва зарубежных туристов, обеспечивающих приток валюты. Причин такого положения дел немало. Среди них и особенности освещения белорусских реалий иностранными СМИ, и недешевые въездные визы для граждан других государств, и… элементарное нежелание работать на собственный имидж.
Около двух лет назад в Беларуси было подписано распоряжение «О создании межведомственной рабочей группы для выработки плана действий по развитию странового маркетинга». Независимые эксперты и высокопоставленные представители министерств и ведомств должны были, условно говоря, предложить инструменты продвижения Беларуси на международной арене. Время прошло, однако реальных шагов пока так и не сделано. Несмотря на то что в страну приходят зарубежные инвесторы, у большинства иностранцев по-прежнему знания о Беларуси весьма скромны. В конце ноября в Минске пройдет I Международный форум «Имидж Республики Беларусь: позиционирование и продвижение городов и регионов», на котором своим опытом создания положительного имиджа страны поделятся европейские специалисты. Накануне мероприятия белорусские эксперты в области маркетинга попытались выяснить, зачем вообще стране нужно собственное лицо и чего сегодня не хватает Беларуси для собственного продвижения на мировой арене.
Член правления ОО «Гильдия маркетологов» Алексей Шевчук отмечает: сегодня у специалистов есть разные варианты того, как можно пытаться продвигать положительный образ страны. Сегодня разные профессиональные группы по-разному смотрят на принципы построения страновой концепции и лоббируют свои интересы. А потому основная задача – объединить идеи и создать такой вариант, который устраивал бы всех. Пока эксперты-маркетологи разработали несколько возможных проектов продвижения имиджа Беларуси. Это и ставка на Беларусь как транзитную страну, цель которой — развитие транзитных технологий и инфраструктуры, а также привлечение крупных инвесторов, и проект «Беларусь социологическая», предполагающий выход на 8—10-й уровень техноуклада, и проект «Беларусь – свободная экономическая зона», позиционирующий страну с точки зрения наиболее выгодного места для развития бизнеса. Хотя наиболее вероятным видится синтез трех гипотез.
Основная проблема странового маркетинга Беларуси сегодня заключается в том, что каждое министерство, ведомство, отрасль либо по-разному воспринимают задачу продвижения страны, либо не воспринимают ее вообще. Например, по мнению экспертов в области туризма, одна из основных причин отрицательного мнения иностранцев о Беларуси – стоимость въездных виз. С другой стороны, возникает вопрос: если бы их не было совсем, неужели хлынули бы толпы путешественников и бизнесменов? Еще одна «загвоздка» — само население. И рекламисты, и маркетологи, и чиновники в один голос отмечают: белорусы сами должны научиться положительно воспринимать страну. А пока работу наших специалистов выполняют… сами иностранцы.
Так, например, настоящей «бомбой» стал видеоролик для канала «Euronews» о Беларуси, который сняли сербские инвесторы, «Invest in Belarus» («Инвестируйте в Беларусь»). К сожалению, большинство белорусских зрителей тут же начало искать в нем недостатки: мол, плохо наложен звук, картинка не соответствует звукоряду. По мнению руководителя Центра стратегического развития «Маркетинговые системы» Анатолия Акантинова, этот ролик – прямой упрек всем нам. «Без него многие бы до сих пор не знали, что такое Беларусь», — говорит он.
Директор рекламного холдинга «SMG-Belarus» Петр Попелушко подчеркивает: масса агентств были бы заинтересованы в создании такой продукции, но за тысячу условных единиц это делать никто не будет. Вот и получается: пока сами белорусы ждут наград за хорошие идеи по продвижению родной страны, их воплощают иностранцы.
-----------------------------------
Прямая речь
Ирина БАРЫШНИКОВА, начальник Управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли:
— Зачем Беларуси имидж? Он очень важен для экономики! Нужно, чтобы нас узнавали в европейском и мировом сообществе, а для этого необходимо подчеркнуть наши сильные стороны. В отечественной промышленности сегодня много интересных разработок. И основная задача – продвигать произведенные в Беларуси товары на экспорт.
Георгий ГРИЦ, заведующий кафедрой Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ:
— Авторитетные мировые эксперты отмечают: сегодня производство в два раза превышает потенциальный спрос. А потому основная задача экономики – не выпускать много продукции, а делать что-то принципиально новое. Если мы хотим быть на международных рынках, нужно следовать этому правилу и формировать инновационный облик Беларуси.