Шесть дней, которые потрясли. И за которые журналисту “НГ” удалось открыть источник мудрости и оптимизма китайцев
(Продолжение. Начало в № 203, 208.)
Самым некитайским городом назвала я Шанхай в предыдущих заметках и была не права. Китайского в городе небоскребов и мировых финансовых корпораций так же много, как и самих жителей этого удивительного города. Во время путешествия по Шанхаю ощущаешь себя как бы в параллельных мирах. Вот европеизированный район с небольшими домами и зелеными садами — шанхайский Париж. Кажется, только-только отъехали от своего отеля, стоящего в ряду таких же небоскребов, как уже оказались на узких улицах старого города, у прилепленых друг к другу домишек за высокими заборами...
Сад Юйюань
Традиционный китайский сад — это множество беседок и домиков-пагод. Это гроты, камни, цветы, деревья, бесконечные каменные лабиринты, бродя по которым забываешь, какое нынче тысячелетие на дворе... И, конечно, пруды с золотыми рыбками. В саду Юйюань они до того откормлены туристами, что плавают медленно и лениво. Как, собственно, течет в этом саду и само время. Толпы жителей Шанхая и приехавших на ЭКСПО-2010 туристов из других китайских провинций и других стран гуляют по саду с чадами и домочадцами. Только в 1950 году этот древний сад стал народным достоянием — его отобрали у чиновника. И теперь смотреть задумчиво на воду, приводя свой организм в состояние конфуцианского спокойствия, может каждый — и тот, кто приехал сюда именно с такой целью, и тот, кто устал от шума и суеты соседствующей с садом самой старинной торговой улицы Нанкинлу.Постояв на рыбке из полустертых миллионами кроссовок и ботинок цветных камешков, дотронувшись до ствола тысячелетнего дерева — все на счастье, посидела в одной из беседок у воды и я. Мудрость Востока мне не открылась, зато как хорошо думалось в эти минуты обо всех, кого люблю...Пара шагов через мостик, и вот уже бурлящая, расцвеченная немыслимыми цветами немыслимой радуги древняя торговая Нанкинлу увлекает тебя в бурлящий людской поток, чтобы выплюнуть как раз у разыскиваемого тобой магазинчика с сувенирами или зеленым чаем. А гроздья пагод, а росписи потолков... Но не зевай: поток унесет тебя в неведомые глубины этой крупнейшей в Азии торговой улицы, где 600 старинных и специальных магазинов работают круглые сутки.Веселая многонациональная команда победителей викторины “Что вы знаете об ЭКСПО-2010 в Шанхае?” не потерялась в лабиринтах Нанкинлу и была вознаграждена восхитительным обедом тут же, в одном из старинных ресторанов.А река торговая чуть позже превратилась в реку любви, ведь именно так называют венецианские каналы любители покататься вдвоем на гондолах. И хотя Шанхайская Венеция в хорошо сохранившемся древнем городе Чжуцзяцзяо времен династий Цин и Мин, не собирается медленно уходить под воду, придавая остроту ощущениям. Хотя 36 древних мостов размерами поменьше венецианских, а лодки с фонариками лишь отдаленно напоминают гондолы. Маленькие домики с черной черепицей здесь так же загадочны, как тусклая позолота дворцов венецианских дожей.
Занимайтесь, чем придется.
Песенка Высоцкого вспомнилась в узкой улочке одного из старых районов Шанхая, где нас ждали обитатели соседствующих домиков. И не просто ждали. В воздухе мелькали какие-то деревянные конусы на веревочках, воланы с цветными перышками, подбиваемые ногами. Кто-то прыгает парами и даже по трое через большую веревку, работающую, как скакалка... Сказала бы, что детский сад отрывается, да резвятся больше люди немолодые. Так мы отдыхаем всем двором после работы, рассказывают гостям. Знакомимся, и уже минут через пять скачут, кидают, подбивают немка и француз, литовец и болгарка... Все гости Международного радио Китая — организатора викторины “Что вы знаете об ЭКСПО-2010 в Шанхае?” и наши новые китайские друзья — журналисты МРК. Потом так же дружно мы знакомимся с хозяевами маленького домика, лепим пельмени и уплетаем их за обе щеки. И еще угощаемся зеленым (абсолютно желтого цвета) чаем из рук молодой и очень красивой женщины. Из микроскопических чашечек.Вторая встреча — в социальном доме, у нас такие называют домами ветеранов. Стройный хор пожилых женщин поет что-то очень мелодичное и протяжное — так проводят часть своего дня пенсионеры. На столике перед каждой женщиной специальная баночка с чаем. Такие баночки я видела в руках у китайцев в павильонах выставки, на торговой и других улицах Шанхая. Чай — часть культуры пития у народа, не приемлющего спиртное.
Минск — Шанхай — Минск(Окончание следует.)