Как улучшить имидж Беларуси?
Имидж страны складывается десятилетиями и усилиями тысяч людей, привносящих что-то свое в общую картину. Изменить ее в одно мгновение не под силу даже гуру пиара, вроде лорда Белла. Что до него, что после Беларусь для внешнего мира в большинстве случаев пока еще остается terra incognita, которую почему-то не торопятся открывать.
Почему о Беларуси рассказывают сербы?
Вполне естественно, что улучшать имидж своей страны, делать ее узнаваемой и желанной для посещений должны сами белорусы. Как? Способов много. Самый простой из них нам показали сербы, решившие за свой счет прорекламировать инвестиционные возможности Беларуси.
Речь идет о том самом простецком рекламном ролике, который периодически крутится на Euronews. Да, профессионалы рекламы подняли его на смех и, вероятно, правы, утверждая, что имиджу государства такие ролики только вредят.
Но почему тогда сами белорусы не сделают что-то подобное и сделают это лучше?
«Это упрек всем нам, что сербы рекламируют Беларусь. Если мы сами не будем управлять своим имиджем, им будут управлять другие», — считает член правления Гильдии маркетологов Анатолий Акантинов.
У этой истории есть еще и не менее показательная предыстория. Идея запустить имиджевый ролик о Беларуси у сербской строительной компании «Белинте-Роба», реализующей в нашей стране проект «Маяк Минска», возникла после того, как на специализированной выставке во Франции она столкнулась с тем, что о Беларуси в мире почти ничего не знают.
Туризм имиджу не помощник?
Народная дипломатия, туризм — признанные лидеры в создании имиджа страны. В 2009 году Беларусь посетило более 3 млн. иностранных граждан — на 4,4% больше по сравнению с 2008 годом. Чаще других у нас гостили граждане России, Турции, Великобритании, Германии, Польши и Латвии. Правда, далеко не всех из них интересовал туризм как таковой. Кроме того, значительная часть из них в Беларуси была лишь проездом. А это, как говорится, две большие разницы.
Вклад туризма в создание имиджа страны возможен лишь тогда, когда в страну будут приезжать из-за рубежа. И чем больше, тем лучше. Для этого же, в свою очередь, говорит исполнительный директор Республиканского союза туристических организаций Валентин Цехмейстер, нужны последовательность государственной политики в сфере туризма, национальный турпродукт и открытость страны.
«Беларусь является закрытой для иностранцев. Белорусские визы по-прежнему дороги, во многом из-за принципа взаимности цен на визы», — отмечает он. Между тем о развитии туриндустрии невозможно говорить, не открыв страну миру.
Более того, шаги властей иногда напрямую вредят развитию отрасли. Например, до сих пор не решен вопрос с дорогими визами, которые иностранцы открывают в Национальном аэропорту «Минск». Несмотря на все обращения общественности и заверения чиновников о том, что вопрос будет пересмотрен.
Кое-что в этой сфере, конечно, меняется и в лучшую сторону. По крайней мере в Минске, центр которого уже можно назвать дружелюбным для туристов.
Да и в целом эта сфера перестала быть уделом энтузиастов и любителей. В отрасль приходят профессионалы, умеющие создавать и продвигать туристический продукт. Беларусь для них — непаханое поле, а вопрос имиджа страны — не пустой звук.
Как и для фотохудожника Сергея Плыткевича, создавшего уникальный фотоальбом «Нечаканая Беларусь» — фактически вся страна с высоты птичьего полета.
«Иностранцы открывают его и сомневаются: неужели Беларусь? Это же Финляндия! — рассказывает Сергей Плыткевич. — А все дело в том, что когда-то финны, не обладая какими-либо сырьевыми ресурсами, создали своей стране имидж живописного края с первозданной природой, развитой туристской инфраструктурой. По этому же пути пошли наши соседи из Литвы — МИД этой страны выпустил подобный фотоальбом и провел по всему миру массу презентаций. У нас этого пока нет, а частной структуре такое не под силу, нужна господдержка».
Инвестиционный имидж = модернизация экономики
Без поддержки государства и принятия политических решений невозможно и создание привлекательного имиджа Беларуси для инвесторов. Это можно сделать только при условии модернизации экономики страны, уверен заведующий кафедрой Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ Георгий Гриц.
Белорусская экономика, считает он, сегодня развивается на старых ресурсах, созданных во времена СССР: «Государство не должно продолжать позиционировать эту страну, надо заботиться о новой стране и ее новом образе. Мы пытаемся привлечь инвесторов на МТЗ, МАЗ, но это третий технологический уклад, это прошлое».
По его мнению, даже привлекательность Беларуси как члена Таможенного союза не будет играть роли после того, как Россия и Казахстан вступят в ВТО, а мы по-прежнему будем строить социализм с рыночным лицом.
Как считает член правления Гильдии маркетологов Алексей Шевчук, имидж Беларуси можно создать на основе ее преимуществ как транзитной страны между Европой и Россией, как транзитной страны для IT, как страны, которая может предоставить инвесторам новые экономические возможности, близкие к свободным экономическим зонам.
Елена СПАСЮК