Не пошлиной единой
От Единого экономического пространства (ЕЭП) Беларуси, России и Казахстана в рамках Таможенного союза наша страна ожидает немалых дивидендов. До 15 декабря Беларусь намерена полностью подписать весь пакет соглашений по этому вопросу, а до конца года и ратифицировать их. Следует заметить, что один из самых главных документов — протокол об изъятии – уже был подписан вместе с решением о введении в действие Таможенного кодекса Таможенного союза.
«Таможенный союз является необходимым, но все же транзитным этапом интеграции трех стран, — отмечает заместитель министра иностранных дел Беларуси Андрей Евдоченко. — Беларусь заинтересована в скорейшем переходе к Единому экономическому пространству, в рамках которого все три государства получат наибольшие экономические дивиденды». При этом Беларусь рассчитывает на выполнение протокола об изъятиях из ЕЭП в полном объеме. Что касается возможного соглашения с Россией о разделе ввозных таможенных пошлин на нефтепродукты, в МИДе поясняют: от восточного партнера никаких официальных предложений по этому вопросу пока не поступало. Сейчас проводится работа над тем, чтобы изменить условия торговли нефтью с 1 января 2011 года. «В идеале таких пошлин не должно быть даже на этапе зоны свободной торговли», — говорит Андрей Евдоченко.
Эксперты подчеркивают: Беларусь не ждет никаких льгот по этому вопросу. Планируется, что в новой пятилетке все субъекты хозяйствования будут работать по единым ценам в торговле нефтью и нефтепродуктами. В расчеты Министерства иностранных дел, например, уже закладываются мировые цены.
Назвать точное количество готовых к подписанию соглашений специалисты пока не берутся: ведется напряженная работа, и ситуация меняется даже не каждый день, а каждый час. Вместе с тем в МИДе отметили: отдельные элементы документов к сроку готовы не будут. В частности, речь идет о соглашении о железнодорожном транспорте. Сам документ уже подготовлен, но это рамочный документ, который подразумевает наличие дополнительных методологических приложений, разрешающих не только коммерческие, но и технологические вопросы. Понятно, что подготовить его без тесного сотрудничества специалистов трех стран будет проблематично.