Счет в нашу пользу
Счет в нашу пользу
Жилищно–коммунальному хозяйству современные технологии нужны как воздух. С одной стороны, просчеты коммунальников всегда на виду. С другой — и возможностей для экономии, модернизации тепловых сетей хватает...
Три года назад коммунальники Железнодорожного района Гомеля одними из первых в стране оснастили свои теплоузлы сотовой связью. Антураж подвалов с брутальными трубами да вентилями оживили тогда небольшие серые коробки — контроллеры, подключенные к мобильной сети передачи данных. С тех пор представители предприятий ЖКХ из разных городов едут сюда перенимать опыт.
У этого ноу–хау одно название чего стоит: «Информационно–аналитическая система учета, контроля и анализа расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение жилых домов». Для краткости систему называют «Тепло». Заместитель начальника ремонтно–наладочного участка коммунального жилищного ремонтно–эксплуатационного предприятия «Железнодорожное» Владислав Ковалев для наглядности раскладывает на столе немногочисленные ключевые элементы системы:
— Вот электронный регулятор, вот прибор учета тепла, вот контроллер. Все это «железо» находится в тепловом узле (обычно — подвал дома). Вот — компьютер, беспроводным образом связанный с каждым контроллером. На экране мы можем увидеть все интересующие нас параметры по любому дому.
По району установлено 265 таких контроллеров. Внутри каждого — sim–карта одного из сотовых операторов. Подключена на тариф передачи данных. Для мобильника она бесполезна, хотя внешне не отличается от обычной. «Подвальная» электроника считывает и сохраняет нужные параметры — причем не только с теплосчетчика. Каждое утро в 7.00 центральный компьютер автоматически начинает «опрос» домов. Как раз сейчас эта дежурная процедура отображается на мониторе — один за другим сменяются улицы, номера домов.
— Называйте любой адрес, — предлагает Ковалев.
— Советская, 121... — говорю первое, что пришло в голову.
Заместитель начальника участка щелкает «мышью» по дому:
— Время — 10.12, температура теплоносителя с центрального теплового пункта — 55 градусов, «обратка» — 43... Горячее водоснабжение — 53 градуса... Норма.
Если «не норма» (пропало электричество, посторонний открыл дверь в узел и т.п.) — контроллер, не дожидаясь ежедневного «опроса», посылает сигнал в центр. Раздается соответствующий звук, на мониторе перед дежурным появляется надпись с описанием всех обстоятельств. Бригада отправляется, заранее зная, с чем предстоит иметь дело.
До появления контроллеров параметры снимались вручную. Работник четырежды в месяц должен был обойти под сотню приборов, переписать показания счетчиков. Оперативный анализ расхода тепла по каждому дому в этой ситуации был, мягко говоря, затруднителен. Опять же «человеческий фактор» на достоверности данных сказывался. Теперь электроника позволяет компоновать и анализировать динамику потребления по дому, отрезку времени, объему горячей воды...
В «Железнодорожном» особо довольны гибкостью компьютерной программы, которая обслуживает всю эту разветвленную сеть. Появились новое оборудование, новые потребности — софт обновился. Можно настроить под разные приборы, задачи, обстоятельства — марку теплосчетчика, верхнюю и нижнюю температуру, при которой сработает «аварийка», и так далее — до мелочей.
Впрочем, для потребителей тепла важны не столько удобства коммунальников, сколько собственные выгоды. Тепло нынче дорого стоит. «Недогрев» — плохо, «перетоп» — не лучше. Быстрая реакция и наличие подробной информации позволяют как минимум создать комфортные условия людям и сберечь топливо, просчитать, где и чем вызваны потери, как их уменьшить, какой дом нуждается в первоочередном утеплении...
Устанавливало и обслуживает систему минское ЗАО «ИнделКО». По словам заместителя генерального директора фирмы Сергея Межохо, экономия — от 18 до 30 процентов. К тому же Ковалев утверждает, что обходится все это удовольствие очень дешево — месячные расходы на эксплуатацию системы у коммунальников Железнодорожного района Гомеля редко превышают полмиллиона рублей. Благо конкуренция среди сотовых операторов позволяет добиваться выгодных тарифов. С техобслуживанием тоже все просто:
— По большому счету, пыль с контроллера смахнул — вот и все обслуживание. Кнопок нет, проводов минимум, справится даже человек технически неподготовленный.
Более чем трехлетняя эксплуатация — достаточный срок, чтобы выявить недостатки системы. Ковалев пожимает плечами:
— Если честно, то я их не увидел. Работает как часы. Более того, развивается, может подстраиваться под новые задачи, иметь дело хоть с газом, хоть с электроэнергией...
Железнодорожный район — наиболее опытный, но не единственный пользователь. После Гомеля такие же системы принялся устанавливать Минск. Затем — Могилев, Новолукомль, Молодечно. Сегодня задействованы 10 тысяч sim–карт. Вроде — много. Но домов в стране гораздо больше...
Комментарий
Александр Терехов, первый заместитель начальника управления ЖКХ Гомельского облисполкома:
— Информационно–аналитическая система «Тепло» доказала свою эффективность, позволяет по–хозяйски распоряжаться ресурсами — как материальными, так и трудовыми. В первую очередь мы стараемся внедрить ее в городах с наибольшей плотностью населения. Сегодня в области ею полностью охвачены Гомель, Мозырь и Светлогорск. Сейчас идет работа по оснащению контроллерами Жлобина — там подключена уже примерно половина тепловых узлов. На очереди — Рогачев и Калинковичи.
Фото Татьяны МОРОЗОВОЙ.
Автор публикации: Андрей НОВИКОВ