Цена свободы слова

Источник материала:  

Как регулировать интернет-среду, на круглом столе в Минске решали белорусские специалисты вместе с экспертами ОБСЕ

Свобода одних, как известно, заканчивается там, где начинается свобода других. Точно так же происходит и в Интернете, правда, с точностью до наоборот. С одной стороны, Всемирная паутина дает нам много преимуществ: сидя у компьютера, можно вносить коммунальные платежи, покупать билеты, оплачивать гостиницы, кредиты, заказывать товары. Но вместе с тем в Интернете сокрыто немало таких ресурсов, доступ к которым нелишне было бы ограничить. Речь идет о сайтах, содержащих материалы по детской порно­графии, экстремизму, ксенофобии, расовой и национальной нетерпимости. Что удивительно: попытки введения хотя бы частичного контроля за этими «минами» нередко трактуются обществом как попытка ограничения свободы слова в Интернете как таковой…

Вопрос, как поставить «краники» на отдельные социально негативные явления в глобальной Сети, сегодня беспокоит многие государства мира. Однако накладывать какие-либо ограничения в заведомо неподконтрольном Интернете технически очень непросто. Недавно компания «Google» опубликовала отчет о том, руководство каких стран чаще всего обращается к поисковику с просьбой предоставить персональные данные пользователей и удалить из сети какой-либо контент.

Оказалось, что в числе лидеров как раз те государства, которые… активно борются за отмену ограничений на свободу слова в Интернете. Например, за последний год правительство США пыталось контролировать потоки информации в Интернете более 4 тыс. раз. На втором месте Бразилия, затем идут Индия, Англия и Франция. Китай вообще запретил публиковать данные о своих запросах — власти Поднебесной считают управление интернет-ресурсами государственной тайной. А недавно «Google» вообще создал дочернюю структуру «Recorded Future», которая совместно со своим «партнером» ЦРУ занимается аналитикой записей в блогах и социальных сетях в поисках угрозы национальной безопасности. Так что свобода и анонимность в Интернете не более чем видимость…

На фоне этого первый белорусский опыт регулирования отношений в Интернете представители Запада сегодня воспринимают не совсем адекватно. На прошедшем в Минске круглом столе «Белорусский сегмент сети Интернет: проблемы и перспективы», на который, помимо белорусских специалистов в области информационных технологий, были приглашены эксперты ОБСЕ, в адрес белорусского законодательства прозвучало немало критики. Представители организации указали на определенные несоответствия международным нормам отдельных положений Указа № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет». В частности, делегацию ОБСЕ обеспокоили такие его пункты, как обязательная идентификация пользователей абонентских устройств и пользователей интернет-услуг. Это действительно так: сегодня желающий посидеть часок в интернет-кафе вынужден носить с собой паспорт. Впрочем, белорусские эксперты в этом вопросе апеллируют к тому, что идентификация пользователя помогает в раскрываемости кибер-преступлений, которых в стране год от года становится только больше.

В числе претензий ОБСЕ фигурируют возможность появления в стране «черного» списка веб-сайтов и обязательная регистрация белорусских ресурсов в зоне «BY». Но, как признает представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович, Указ № 60 не привел к тем мрачным последствиям, которые в момент его принятия предрекала Европа. «В качестве положительных аспектов следует заметить, что опасения по поводу регистрации интернет-ресурсов и по поводу появления списка интернет-ресурсов, доступ к которым будет ограничен, не оправдались. «Черный» список пока пуст», — констатирует Дунья Миятович. Кроме того, ранее в своем заявлении представители ОБСЕ указывали, что новое законодательство было принято без участия общественности, без столь важных в этом вопросе гражданских прений и согласований. Впрочем, с таким мнением белорусские эксперты категорически не согласны. По словам начальника сектора Оперативно-аналитического центра при Президенте Сергея Кравцова, появление Указа № 60 в его итоговой редакции — образцовый пример частно-государственного партнерства. «В обсуждении многих его норм принимали участие представители провайдеров, которые вносили свои предложения, и они не остались без внимания. В республике выработан ряд форм взаимодействия с интернет-сообществом, в том числе посредством межведомственного консультационного совета, созданного при ОАЦ», — пояснил специалист. По словам Сергея Кравцова, такая форма государственно-частного партнерства уже сегодня показывает неплохой результат, особенно в части правоприменительной деятельности. «Со временем роль этого совета как органа, способствующего независимому регулированию Интернета, будет увеличиваться», — пояснил представитель ОАЦ. «Частное мнение» учтено и при разработке проекта Концепции развития национального сегмента сети Интернет, которую планируется принять до конца текущего года. «Кроме того, проект получит оценку и со стороны международных организаций, представленных в Беларуси, интернет-сообщества и масс­медиа», — обещают в ОАЦ.

В ОБСЕ признают: в Интернете сегодня немало проблем транснационального характера. И в большинстве своем они связаны с «оффлайном». «Среди них педофилия, торговля людьми, человеческими органами, терроризм, экстремизм и другие явления, — говорит Дунья Миятович. — Это вполне законное право государств — решать эти вопросы. Но мне не нравится, что во многих странах стремление бороться с негативными явлениями используется для ограничения свободы выражения, проявлений сатиры, критики и в некоторой степени провокационных рассуждений». Для решения глобальных вопросов представители ОБСЕ настаивают на… саморегулировании интернет-среды. По их глубокой убежденности любая попытка регулировать эту сферу будет непродуктивной в связи с самой природой виртуальной среды. 

Вместе с тем и белорусские интернет-специалисты и представители ОБСЕ склоняются к мысли, что правовое регулирование в интернет-сообществе не только возможно, но и необходимо. Другой вопрос: какова она, цена свободы слова в Интернете? Почему Всемирную сеть часто называют «большой помойкой»? Потому что любой пользователь высказывает здесь все что угодно, в соответствии со своим уровнем понимания мира. Далеко не каждый способен грамотно выражать мысли, потому что незнаком с правилами русского языка, а уж о стиле и корректности многие вообще понятия не имеют. Но самое печальное — подобный тип людей абсолютно не готов к тому, чтобы отвечать за «базар». Рецепт в данном случае прост: пользователю стоит научиться его «фильтровать». Надо тщательно проверить факты перед публикацией на сайте, несколько раз перечитать сообщение перед тем, как отправить его в форум. В этом собственно ничего нового нет. Ведь давно известно: перед тем как говорить вслух, обычно полагается подумать.

←Шанс вернуться. Для бездомных, потерявших веру в хорошее, ночлежка нередко становится отправным пунктом к нормальной жизни

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика